Светлана Шумилова
Консультация для родителей «Значение семьи в развитии личности и социализации ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние семьи на воспитание ребёнка Воспитание и потребность в эмоциональном контакте есть потребность «ориентиров.) В эмоциональном настрое других. У человека как существа общественного имеется своеобразная форма ориентировки - направленность на психический облик другого человека. Причем речь идет о существовании двустороннего контакта, в котором человек чувствует, что сам является предметом заинтересованности, что другие созвучны с его собственными чувствами. В таком созвучном эмоциональном контакте испытывает потребность каждый здоровый человек независимо от возраста, образования, ценностных ориентаций. Ребенок становится центром потребности, единственным объектом ее удовлетворения.
Публикация «Консультация для родителей „Значение семьи в развитии личности и социализации ребёнка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Воспитание может стать также заместителем потребности достижения. В этом случае родители пытаются добиться от ребенка того, чего не удалось достичь им самим из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми.
Воспитание как формирование определенных качеств - желательных для родителей. Родитель строит свое воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен «особо ценным» качеством. Например, родители уверены в том, что их дети должны обязательно быть добрыми, эрудированными и смелыми. В тех случаях, когда ценности Родителей начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями развития ребенка, либо с присущими ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно очевидной.
Если единственным или основным мотивом воспитания является потребность эмоционального контакта, или потребность достижения, или потребность смысла жизни, воспитание проводится на «укороченной дистанции» и ребенок ограничивается в своей самостоятельности. При реализации определенной системы воспитания, когда мотив воспитания как бы отодвигается от ребенка, дистанция может быть любой, это определяется уже не столько личностными установками родителей или особенностями детей, сколько рекомендациями избранной системы. Но проблема независимости отчетливо проявляется и здесь, она выглядит как проблема несвободы ребенка в проявлении присущих ему индивидуальных качеств. Подобно этому регулирующие воспитание сверхценные мотивы родителей ограничивают свободу развития присущих ребенку задатков, усложняют развитие, нарушая его гармонию, а иногда и искажая его ход.
Основы формирования гармоничных взаимоотношений в семье
Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а также место воспитания в целостной личности человека - все это придает воспитанию, осуществляемому каждым родителем, особый, неповторимый, индивидуальный характер. Главное в воспитании маленького человека - достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине с самим собой. Именно поэтому будущим родителям, которые хотели бы воспитывать своего ребенка не стихийно, а сознательно, необходимо начать анализ воспитания своего ребенка с анализа самих себя, с анализа особенностей своей собственной личности.
Чтобы максимизировать Положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка, необходимо Помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение :
- принимать активное участие в жизни семьи;
- всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
- интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
- не оказывать на ребенка никакого нажима, Помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
- иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
- уважать право ребенка на собственное мнение;
- уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим Жизненным опытом;
- с уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
Семья является тем социальным институтом, ячейкой общества, в которой происходит формирование вступившего в жизнь человека, она становится (или должна становиться) тем первым домом, в котором человек вырастает и получает первые жизненные уроки, в котором он получает поддержку и помощь, в котором учится любви к миру и к людям и о котором у него сохраняются на всю жизнь самые добрые и светлые воспоминания, согревающие его сердце и укрепляющие дух в самые трудные моменты жизни. Роль семейного воспитания в формировании характера, взглядов, привычек не абсолютна - большую роль играет самовоспитание и внесемейное воспитание, которое человек получает, живя в обществе. Но семья может расширить те хорошие качества человека, которые уже есть в нем, присущи ему от рождения, и помочь человеку победить и искоренить свои недостатки и пороки, и именно в этом заключается великая и позитивная роль семьи.
Процесс воспитания в семье имеет обратную связь. Воспитывая своих детей, родители воспитывают тем самым и самих себя. В зависимости от характера воспитания (модели воспитания, отношения родителей к ребенку происходит формирование определенных (порой достаточно устойчивых) взаимоотношений между ними. Если деспотичное, авторитарное поведение родителей и подавление интересов ребенка своими интересами, насильственное навязывание ему своих взглядов и представлений с жесткой критикой в адрес его собственных, так же как и политика невмешательства, игнорирование интересов ребенка, полное отсутствие заинтересованности к его жизни (гипперопека) формируют слабую, несамостоятельную, неуверенную в себе личность, то сочетание внимательного, заботливого отношения к своему ребенку без излишней навязчивости, стремления «залезть в душу с любовью и готовностью помочь, если об этом попросят, поддержать, воодушевить в трудных ситуациях становятся залогом формирования полноценного, душевно здорового, готового и способного помочь окружающим человека.
Тревожность, демонстративность, «уход от реальности, могут стать личностными особенностями ребенка.
Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой ребенка со стороны родителей. Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки у детей снижаются учебные достижения, закрепляется ожидание неуспеха. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей - желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.
Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы детей, все больше и больше сосредоточиваются на этих вопросах в общении с ними, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция, в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка, не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.
Демонстративность - особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах.
Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения «Лучше пусть ругают, чем не замечают». Задача взрослых - обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.
Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема - постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка - недостаток похвалы.
«Уход от реальности, наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут по причине своей тревожности. Они стараются быть незаметными, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию пассивности, стремления стать незаметными, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.
Воспитание представляет собой управляемый процесс социализации, а влияние семьи на воспитание огромно.
Как известно, все великие истины могут быть выражены очень кратко, несколькими словами. Такими слова в вопросе о том, как вести себя с ребенком, как сделать и него не размазню, а достойного человека, как привить ему любовь к знаниям, стремление к совершенствованию и помощи людям, могут служить слова:
«Искренне любит дитя свое - остальное приложится» .