Елена Макарова
Консультация для родителей «Воспитание чувства сострадания у малышей»
▼ Скачать + Заказать документы
Сострадание, милосердие, умение сочувствовать и сопереживать – всё это очень важные качества для маленького человека, для его социализации и мировосприятия. Поскольку каждый ребенок индивидуален, у кого-то такие качества более выражены, у кого-то менее. В любом случае, каждый раз в процессе познавательной и коммуникативной деятельности детей необходимо уделять особое внимание воспитанию этих важных чувств.
Публикация «Консультация для родителей „Воспитание чувства сострадания у малышей“» размещена в разделах
Необходимо помнить, что сопереживанию, доброте дети учатся только на примерах. Поэтому с раннего возраста следует активно стремиться развивать в ребенке подобные чувства, проявлять их друг к другу и к нему в том числе, ведь где-то рядом с этими чувствами находится совесть.
Основным шагом к воспитанию у малышей чувства сострадания является привитие ребенку понимания, что боль может чувствовать не только он, но и другие люди, животные, растения и даже игрушки.
Вокруг малыша важно создать атмосферу дружелюбия, понимания и участия. Не скупитесь на слова сочувствия, поощряйте в детях участие в сопереживании чужой неудаче, в умении поддержать, когда у сверстника что-то не получается, подскажите малышу нужные слова.
Для лучшего понимания и объяснения можно использовать игрушку. Например, если посочувствовать нужно Вам, говорите: «Лисичка, мне так больно, спасибо, что ты пожалела меня».
Необходимо всегда поддерживать доброжелательное отношение между детьми, одобрять хорошие поступки: «Ты правильно сделал, что поделился своими игрушками».
Видя, как плачет ребенок, подойдите к нему и пожалейте. Погладьте по голове, скажите ласковые слова. «Видишь, как Юра плачет, пожалей его» или «Агния упала, утешь ее, дай ей какую-нибудь игрушку».
Подобных примеров достаточно много, главное – выделять их и фиксировать на них внимание ребенка. Такой образец поведения невольно наталкивает малыша в подобных ситуациях поступать также.
Ребенок, наделенный чувством сочувствия, жалости, сострадания никогда не будет издеваться над кошками, собаками, не сможет растоптать божью коровку. «Ведь у нее есть дети, разве можно ее убить?», «Ежик несет детишкам еду, его нельзя забрать домой, иначе малыши останутся голодными».
Конечно, полезно в воспитании малыша иметь дома животных. Но даже если нет возможности иметь домашнее животное, никогда не следует показывать пренебрежительного отношения к ним, тем самым подавая ребенку плохой пример.
Так же нужно обращать внимание на окружающую малыша природу. Приучайте ребенка к тому, что нельзя топтать цветы, траву, ломать ветки деревьев. Говорите ему, что все это тоже живые существа и им также может быть больно.
Мощным средством развития у детей сострадания и сопереживания является художественная литература. Необходимо сделать все возможное, чтобы ребенок искренне полюбил чтение. Ведь в книжках великих писателей заложено столько доброты, которой нет больше нигде.
По сути, все дети рождаются добрыми. Но, согласно статистике, одна треть населения планеты просто лишены чувства сострадания и жалости. Такие люди никого не любят, не жалеют. Скорее всего, это их родители не привили им способности сопереживать, помогать и любить. Не нужно бояться, что приучая ребенка сострадать чужой беде, Вы вырастите слабого, безвольного и бесхарактерного человека. Конечно, в воспитательной работе, как и в любом деле, необходимо придерживаться некой «золотой середины», нельзя увлекаться, жалея кого-либо. Помните о том, что, воспитывая ребенка, Вы воспитываете в нем личность, и наряду с чувством сострадания у него также должно быть и чувство собственного достоинства и уверенности в себе.
Тем не менее, очень важно вовремя заложить в ребенке основы сострадания, жалости, доброты и милосердия. В противном случае в дальнейшем могут возникнуть достаточно ощутимые проблемы с его мироощущением.
Если с детства ребенок привыкнет к тому, что нельзя обижать людей, тем более слабых и беззащитных, животных, нельзя уничтожать все живое, он никогда не станет делать этого и в будущем. Не потому, что боится замечаний и наказания, а просто потому, что иначе ему не позволяет совесть.