Лилия Румянцева
Консультация для родителей «Внедрение новых УМК по обучению детей двум языкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
Постановлением кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 г. № 1174 «Об утверждении Стратегии развития образования в Республики Татарстан на 2010-2015 г. г. «Кил ч к», в рамках реализации первоочередных мероприятий Стратегии, творческой группой, созданной Министерством образования и науки Республики Татарстан, разработан учебно-методический комплект по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Татарстан.
Одна из актуальных проблем в системе образования- это вопрос об овладении вторым языком.
Публикация «Консультация для родителей „Внедрение новых УМК по обучению детей двум языкам“» размещена в разделах
Новые подходы в обучении детей государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях республики, которые были разработаны экспертами, представил министр образования и науки РТ: «Когда мы проанализировали проблемы в изучении языков, то поняли, что как русский, так и татарский, а в дальнейшем и английский языки преподаются как филологические дисциплины. Это глубочайшая ошибка. Мы хотим сделать так, чтобы язык преподавался как средство общения, как инструмент жизни людей, особенно в младшем возрасте», - заявил глава Министерство Образовании и Науки РТ.
По его словам, если раньше в преподавании языков доминировали академичность, теоретизированность, то сейчас идет обращение к практике ориентированности, мультимедийности, обучения с помощью игр, сказок, мультфильмов.
По новой программе в Татарстане дети возрастом 4-5 лет должны владеть 62 словами на татарском и русском языках, а уже в 4 классе школы в их словарном запасе должно быть 1167 слов. Премьер-министр Республики Татарстан поинтересовался у участников встречи, почему именно такое количество слов должно быть в арсенале школьников. Как выяснилось, за основу были взяты сложившиеся в мире методики преподавания языков
Для обучения в детских садах был составлен учебно-методический комплект (УМК, куда вошли:
1. Материалы для обучения :
1.1 Рабочие тетради для детей.
1.2 Методические рекомендации и пособия для воспитателей.
2. Материал для формирования языковой среды :
2.1. Сборники детских художественных произведений для воспитателей и родителей
2.2. Комплекты аудиоматериалов (песни, танцы)
2.3. Комплекты видеоматериалов (телепередачи, учебные мультфильмы:
а) переведенные с русского языка
б) вновь созданные на татарском языке
Пособие УМК направлено на воспитание интереса к овладению двум языкам развитию активной и пассивной речи и адресовано воспитателю детского сада.
Специально для новой программы было разработано: Мультимедийные ресурсы нового поколения для изучения детьми татарского языка :
Осуществлен перевод 8 мультфильмов на татарский язык;
Разработаны 5 мультфильмов на татарском языке (объединение «Татармультфильм»);
Разработано содержание 45 анимационных сюжетов;
Разработаны 8 познавательно-развлекательных телевизионных передач «киятиленд», для детей дошкольного возраста в целях обучения детей разговорной речи, которые будут транслироваться по воскресеньям 9.30. на канале «ТНВ». Новый проект предоставляет собой возможность совсем юным телезрителям вместе с родителями изучать татарский язык, начиная с самых его азов.
Тиражирован комплект из трех дисков: музыкальные сказки на тат. яз - «Африка хикм тл ре», «Сертотмас рд к», «Бардымк лг, салдымкармак.» детские песни на тат. яз. – «Биил ритек-читекл р»;
Разработаны аудиозаписи татарских народных танцевальных мелодий «Шома бас» (29 мелодий);
Созданы мультипликационные фильмы на татарском языке :
“ чкыз”,
«Алтын б ртекл р”,
“Икекыз”,
“Т лкебел нказ”,
“Б л ккемг?”,
“Ш р ле”,
“Су анасы”,
“К бел нсарык”,
“Чукмарбел нТукмар”,
“Куянкызы”,
“Сертотмас рд к”,
“Агачлар да авырый”.
Творческими группами г. Казани и Набережных Челнов были разработаны УМК:
1 комплект – по обучению татароязычных детей русскому языку «Изучаем русский язык», творческая группа под руководством Гаффаровой С. М. ;
2 комплект – по обучению русскоязычных детей татарскому языку «Татарчас йл ш без» - «Говорим по-татарски», творческая группа под руководством Зариповой З. М. ;
3 комплект – по обучению татароязычных детей родному языку «Тугантелд с йл ш без», творческая группа под руководством Хазратовой Ф. В. ;
4 комплект – для детей подготовительной к школе групп «М кт пк ч яшьт гел р лифбасы: Авазларныуйнатып» (для татароязычных детей) автор Шаехова Резеда Камилевна, пособие «Раз – словечко, два - словечко» (занимательное обучение татарскому языку) автор Шаехова Р. К.
«Изучаем русский язык»
( Автор:Гаффарова С. М.)
Комплект «Изучаем русский язык» включает в себя программу обучения детей начиная со средних групп национальных детских садов русскому языку, пособие для воспитателей. В нем приведены конспекты занятий, физкультминутки, пальчиковые игры, рабочая тетрадь для детей и воспитателей, подборка игр и упражнений, аудио- и видеоматериалы для работы, как на занятиях, так и вне занятий, перечень наглядных материалов.
Занятия планируется проводить 3 раза в неделю в игровой форме, с участием сказочных персонажей, игрушек и т. д.
Рабочая тетрадь является частью УМК по обучению детей русскому языку и приложением к пособию для воспитателей «Изучаем русский язык». Тетрадь предназначена для совместной работы взрослого и ребенка 4-5 лет. С помощью этой тетради закрепляется словарный запас ребенка, а также умение отвечать на вопросы и составлять предложение из 2-3 слов. В рабочую тетрадь включ ены учебно-игровые задания, направленные на развитие мелкой моторики, графических навыков и зрительного восприятия детей.
«Татарчас йл ш без» - «Говорим по-татарски»
( Автор:Зарипова З. М.)
Творческая группа под руководством З. М. Зариповой разработала УМК по обучению русскоязычных детей татарскому языку. Проект состоит из трех частей : “Минем ем” (для средней группы, “Уйный-уйный с без” (для старшей группы, “Без индех зерзурлар — м кт пк илт юллар” (для подготовительной к школе группы).
Основной задачей изучения татарского языка в дошкольном возрасте является формирование первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме, формировать мотивацию учения ребенка, активизировать в речи слова обозначающие предмет, признак предмета и действие; способствовать умению состовлять небольшие рассказы по серии ситуативных картинок с одним действующим лицом, сюжетной картине или из личных наблюдений ребенка. В процессе обучения дети должны научиться воспринимать и понимать татарскую речь на слух и говорить по-татарски в пределах доступной им тематики, усвоенных слов.
Рабочая тетрадь является одним из основных компонентов УМК “Говорим по-татарски”, предназначающие для детей 4-5 лет, делающие первые шаги в мир татарского языка. Творческая тетрадь поможет: ребенку усвоить лексику татарского языка, закрепить речевой материал, привлечь родителей активно включиться в процесс развития своего малыша. В рабочей тетради даны задания на называние, обобщение и сравнение предметов на определение их величины, размера, количества.
«Тугантелд с йл ш без»
( Автор:Хазратова В. Ф.)
Детский сад — первое звено в системе образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада — формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими языком своего народа.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.
Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.
В связи с этим был разработан и составлен учебно-методический комплект «Тугантелд с йл ш без». Предложенный УМК включает в себе методические пособия по обучению родному (татарскому) языку и развитии речи детей дошкольного возраста, рабочие тетради, начиная с средней группы, аудиозаписи, серии картин.
Основная цель УМК “Тугантелд с йл ш без” - формирование правильной устной родной речи детей дошкольного возраста. Главной задачей для программы является обучение детей правильно и красиво говорить.
УМК “Тугантелд с йл ш без” разрабатывается для первой младшей группы, второй младшей группы, средней, старшей, подготовительной к школе групп. Их особенность заключается в формировании грамматического строя, фонетического, лексического уровней языковой системы, развитии связной речи.
Методическое пособие имеет обычную структуру. В пояснительной записке раскрывается актуальность развития речи, обучения детей родному языку. Указаны цель и задачи методического пособия. Дана характеристика структуры методического пособия. Раскрываются возрастные особенности развития детей, которые учитываются при организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
«М кт пк ч яшьт гел р лифбасы: Авазларныуйнатып»,
«Раз - словечко, два – словечко»
( Автор:Шаехова Р. К.)
В программе предшкольного образования в разделе «Учимся родному языку» педагогу следует в процессе общения стремиться к качественному совершенствованию словаря ребенка, употребление наиболее подходящих по смыслу слов при обозначении предметов, свойств, качеств, действий. Побуждать к участию в коллективном разговоре, формировать умение выполнять игровые задания творческого характера. Формировать представление о слове, звуке, слоге, предложении. Учить выделять в произношении заданный звук, делить двух-трех сложные слова на слоги, называть в определенной последовательности слоги в словах, соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава, проводить элементарный звуковой анализ слов (в процессе моделирования). Развивать психомоторную готовность руки к письму.
Для решения этих задач опираемся на рабочие тетради «М кт пк ч яшьт гел р лифбасы: Авазларныуйнатып».
Также для интересного и результативного обучения татарскому языку для воспитателей и родителей разработано методическое пособие «Раз - словечко, два – словечко». Пособие составлено по наиболее распространенным и знакомым для детей темам, где рядом с названием предметов и явлений на русском и татарском языках дан художественный текст, раскрываются вопросы по содержанию. Специально разработанные игровые задания, познавательные рассказы, сказки, загадки позволяют расширить детские возможности в запоминании и воспроизведении новой информации.
С 2012 года издается новый журнал «Тылсымлыкуллар»-это яркий, красочный, познавательный журнал на татарском языке для детей в возрасте от 5 до 8 лет. Загадки, сказки, игры, кроссворды, мастер-классы, задания для улучшения логического мышления, открытые уроки для воспитателей детских садов и учителей начальных классов – словом, целый кладезь полезной информации для взрослых и целый новый мир для татарских детишек.
Основная цель - развитие творческих и познавательных способностей, нравственного потенциала детей, через татарские национальные традиции.
Основная задача - формирование у детей младшего возраста эстетических вкусов, создание мотивации на творческую жизнь, приобщение к национальным культурным ценностям.
Редакция журнала не только публикует свою продукцию, но и периодически проводит встречи с детьми, где юные изобретатели своими руками творят чудеса и активно общаются между собой на татарском языке. На журнал можно подписаться в почтовых отделениях по месту жительства.