калиненко
Консультация для родителей «Влияние семьи на процесс воспитания дошкольника»
На пути развития человеческого общества воспитание подрастающего поколения отводилось семье. Роль семьи основывается на инстинктивных стремлениях и действиях человека: удовлетворение потребностей, интересов всех членов, их взаимодействие и общение. Именно семья, с ее богатством жизненного опыта, знаний, приобретенных навыков и умений, стала плацдармом для передачи живого примера старших, уважения предков и их обычаев, от поколения к поколению, от родителей к детям передавались традиции и устои.
Публикация «Консультация для родителей „Влияние семьи на процесс воспитания дошкольника“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
Семейное воспитание — это процесс воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Социальное, семейное и дошкольное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. Семья отражает и учреждения образования, и средства массовой информации, друзей, влияние литературы и искусства. Чем интереснее протекает жизнь в семье, чем активнее стремление в достижение целей тем лучше происходит процесс физического, нравственного, трудового воспитания личности. За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.
Опытному педагогу достаточно посмотреть и пообщаться с ребенком, чтобы понять, в какой семье он воспитывается. Точно так же не составляет труда, пообщавшись с родителями, установить, какие в их семье вырастают дети. Семья и ребенок — зеркальное отражение друг друга. Ребенок видит пример поведения родителей, их взаимоотношения и он стремиться строить свое поведение на основе подражания, так как еще сам не умеет осмыслить происходящее и считает, что родители делают все правильно.
Государство и общество должны уделять внимание и помогать семьям в организации правильного воспитательного воздействия. Крепкие здоровые, духовные семьи — мощное государство. Семья стоит у колыбели формирования личности в самом прямом смысле, закладывает основы отношений между людьми, формирует ориентации на всю оставшуюся трудовую и социальную жизнь человека. Очень важно, чтобы воспитание ребенка в семье отвечало тем требованиям, которые предъявляет человеку общество.
Родители осознают свою ответственность перед обществом за воспитание детей, дают им не только физическое здоровье, но и правильную духовную ориентацию, направленную на решение поставленных задач. Но не каждая семья справляется с этим и объясняется различными причинами: незнанием родителями основ педагогики, недостаточным культурным уровнем части семей, влиянием пережитков прошлого. Немалое значение имеют трудности в установлении между отцом и матерью ребенка единства воспитательных воздействий, наличие которых чрезвычайно важно для полноценного развития ребенка, формирования его личности.
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Издавна ведется спор, что важнее: семья или общественное воспитание (детский сад, школа). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так, Я. А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул, каждодневный труд с применением различных методов и приемов воспитания. И чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Педагог-гуманист И. Г. Песталоцци отмечал: «семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление». Подтверждение тому, что ребенок в семье учится наглядно видеть как вести себя в различных ситуациях, как строить отношения к людям. Но Роберт Оуэн считал «семью одним из зол на пути формирования нового человека». Его идея о необходимости исключительно общественного воспитания ребенка с ранних лет активно воплощалась в нашей стране с одновременным низведением семьи до положения «ячейки» с «отсталыми» традициями и обычаями. В течение многих лет словом и делом подчеркивалась ведущая роль общественного воспитания в формировании личности ребенка.
В современном мире нельзя без ущерба для развития личности ребенка отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.
В настоящее время стремление сочетать семейное воспитание с общественным стало одной из реальных проблем для социальных институтов. Единство в воспитании, осуществляемое детским садом и семьей, обеспечивает определенную системность работы организма ребенка, выработку динамических стереотипов. При этом более успешно формируются нравственные чувства и представления ребенка, более прочными становятся навыки и привычки поведения, его деятельность более организованная, целенаправленная. Воспитательный процесс проходит с меньшими трудностями, ребенку гораздо легче овладевать установленными нормами, правилами.
Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи предполагает наличие у родителей ответственности, а у воспитатель рассматривает маленького человека только в контексте семьи. Основной путь налаживания такого сотрудничества – организация образовательного взаимодействия, результатом которого станет реализация целей и принципов личностного ориентированного образования дошкольников.
Совместная работа детского сада и семьи строится на основных положениях, которые определяют содержание, организацию и методику работы:
- единство в работе детского сада и семьи по воспитанию детей достигается в том случае, когда цели и задачи всестороннего воспитания хорошо известны и понятны не только воспитателям, но и родителям.
- взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка и своих обязанностей как воспитателей
- укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду.
- взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников.
- изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганда его среди широкого круга родителей, использование в работе детского сада положительных методов семейного воспитания.
- использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи : ознакомление с жизнью детей дома, в семье; педагогические беседы с родителями и другими членами семьи, консультации; групповые и общие родительские собрания; конференции, лектории, родительские университеты, вечера вопросов и ответов, устные журналы, наглядные формы педагогической пропаганды.
- систематическое осуществление связи детского сада с родителями в течение всего года с учетом задач и содержания воспитательно - образовательной работы с детьми.
- привлечение актива родителей, общественности к деятельности дошкольного учреждения, работе с семьями
Таким образом, ребенок, получая первичную социализацию в семье, приобретает в дошкольном учреждении опыт : общения со сверстниками, сотрудничества с другими детьми и взрослыми, самостоятельной деятельности. Возможность заниматься гимнастикой, музыкой, изобразительным искусством и т. п. Воспитание в семье и работа педагогов в дошкольном учреждении дополняют друг друга, в результате чего ребенок получает гармоничное развитие.
Сегодня меняется позиция родителей : они становятся активными участниками процесса воспитания детей. Надо сделать так, чтобы детский сад не подменял родителей, не отторгал их от детей, а соединял их друг с другом, давал возможность для их богатого и тонкого общения и взаимодействия.