Алла Мельникова
Консультация для родителей «Ваш ребенок — левша»
▼ Скачать + Заказать документы
воспитатель МБДОУ" Светлячок"
Дегтярева Л. Н.
Одной из актуальных проблем для воспитателей, родителей и самого ребенка является леворукость (левшество, т. е функциональное преобладание левой руки над правой, имеющее, как правило, врожденный характер.
Публикация «Консультация для родителей „Ваш ребенок — левша“» размещена в разделах
До недавнего времени развитие психики леворукого ребенка рассматривалось в отрыве от развития его мозга, несмотря на признание того, что мозг и психика связаны между собой как орган и его функция. Учебно – образовательный процесс традиционно строится на развитии вербального и логического мышления, т. е на развитие левого полушария, что не способствует успешной адаптации леворуких детей к процессу обучения.
Право преимущественного владения той или другой рукой определяется желание м и не прихотью ребенка, а особым распределением функцией между правым и левым полушариями головного мозга. Почему возникло преимущественное владения правой рукой? Вследствие чего леворукость стала исключением.
Обычно мы говорим о мозге как о едином органе, хотя на самом деле его единство складывается из деятельности двух полушарий правого и левого, между которыми существуют четкие различия, т. е имеет тесно функциональная ассимметрия мозга. Это значит, что в функциональном отношении оба полушария неравнозначны. Более того, одно из них является доминантными, а другое подчиненным.
Рука - самый функциональный орган двигательной активности человека, поэтому именно развитие руки как органа жестов свидетельствует со связи определения правой руки как ведущей со становлениями центра речи. Обозначений ассиметрии рук много, наиболее распространены или правшество, леворукость или левшество. Указывая факторы, лежащие в основе проявления леворукости, многие исследователи говорят о наличии патологической, наследственной и вынужденной леворукости. Существует и варианты теорий леворукости, рассматривающие их комплексное сочетание. Большинство склоняются к тому, что патологией можно объяснить лишь часть генетического происхождения.
Оба полушария способны к восприятию слов, образов и к их переработке, но эти процессы протекают в них по – разному.
Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка. Именно в дошкольный период создаются особо благоприятные условия для возникновения психических новообразований в познавательной и мотивационной сферах, имеющих существенное значение для ребенка.
Своевременное выявление детей, склонных к леворукости, позволит предотвратить необоснованное их переучивание и предупредить нарушения в развитии личности и тем самым сохранить психическое здоровье ребенка. В возрасте 5-6 лет необходимо провести диагностику на определения профиля ассиметрии.
Какие же задания выполняют дети?
Ударить палочкой по музыкальному инструменту (барабан, металлофон)
Разложить цветные палочки в соответствии с заданным образцом (домик, забор).
Нарисовать круг квадрат и треугольник правой и левой рукой. Посмотреть, какой рукой рисунки выполнены ровно.
Открыть небольшую коробочку, баночку, флакон.
Подбросить и поймать одной рукой небольшой мяч.
Вырезать фигурный рисунок по контуру.
Развязывание узелков на шнуре.
Выложить из букв слово.
Собрать пирамидку из колец.
Обвести контур заданного предмета (линии ровные, карандаш ребенок держит прямо).
Одним из традиционных способов диагностики является метод количественной оценки выполнения таких заданий, которые отражают предпочтение одной из рук при выполнении повседневных бытовых действий.
В учебно – образовательном процессе педагога объяснения материала в основном носит вербальный характер, поэтому у детей с ведущим правым полушарием (у леворуких) наблюдается затруднения в их адекватной переработке.
Таким образом, информация, полученная в словесной форме, не оказывает существенного влияния на формирования познавательных способностей и развитие ребенка в целом.
Для детей с ведущим правым полушарием не подходит сухое, последовательное, с неоднократным повторением изложения материала. Их память непроизвольна – они лучше запомнят яркий образ.
Поэтому на занятиях необходимо использовать наглядность, образность, интонационные возможности речи.