Екатерина Самойлова
Консультация для родителей «Учимся работать ножницами»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей средней группы «Учимся работать ножницами"
Умение резать ножницами требует удивительно большого количества навыков. Чтобы правильно резать ножницами, должна происходить одновременно координация левой и правой рук, которые совершают абсолютно разные движения. И дело это не такое легкое, как кажется нам, взрослым. Возьмём, к примеру, резку по прямой линии: ребёнок должен держать ножницы тремя пальцами одной руки, при этом постоянно открывать и закрывать их. В то время как второй рукой он держит бумагу и двигает её вперед к ножницам. И в это время ещё нужно оставаться на линии разреза. Регулировать и контролировать свои действия.
Публикация «Консультация для родителей „Учимся работать ножницами“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Ножницы, вырезание из бумаги. Консультация
- Ножницы. Знакомство с ножницами
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Из этого очевидно и ясно — резка ножницами требует большой точности и двусторонней координации. В это время интенсивно развивается мелкая моторика малыша, а вместе с ней и головной мозг, так как активизируются все его зоны. При работе ножницами задействуется та же группа мышц, которая необходима для правильного удержания карандаша при письме.
Выбираем ножницы.
В магазинах этот канцелярский инструмент можно найти в любом размере и расцветке. Отдавайте предпочтение ножницам, которые будут максимально удобно лежать в маленькой руке. Детские ножницы должны быть хорошо заточены, чтобы на бумаге не появлялись рваные отрезы. Кроме этого, у них должны быть закругленные концы, чтобы малыш случайно не поранил себя или товарища. Ручки ножниц должны быть прорезинены.
Важно! Если ваш ребенок – левша, то следует отдать предпочтение ножницам, изготовленным специально для таких деток. Иначе пользоваться инструментом ребенку будет неудобно, так как он не сможет видеть линию отреза.
Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса о том, как ребенка научить резать ножницами, необходимо ознакомить его с мерами безопасности.
Правила пользования ножницами
Объясните малышу, что ножницы – это не игрушка, а инструмент, которым можно пораниться. Донесите информацию о том, что они имеют острие, поэтому очень опасны.
• Пользоваться ножницами можно исключительно за столом. С ножницами нельзя бегать, прыгать или ходить по помещению.
• Передавать ножницы можно, держась за сомкнутые лезвия так, чтобы товарищ смог их взять за кольца.
• Ножницы нужно брать только с разрешения взрослого и первое время пользоваться инструментом можно только в присутствии родителей или взрослых.
• Ножницы нельзя класть на край стола, они могут упасть и поранить
• Нельзя проводить руками по открытым лезвиям ножниц, они острые и можно пораниться
• Ножницами нужно работать лезвиями вперед по направлению от себя
• Ножницы нужно хранить в подставке ручками вверх.
Учим правильно держать ножницы
Поставьте руку ребенка так, чтобы пальчики находились в прямом положении, а большой палец смотрел вверх.
Наденьте ножницы одним из колечек на большой палец ребенку.
Затем, помогите малышу засунуть средний палец во второе колечко. Указательный палец фиксирует ножницы снизу. Безымянный и мизинец следует зажать в кулачке. Если размер колечка позволяет, то, можно, вставить туда одновременно указательный и безымянный палец.
Сначала просто пробуем открывать и закрывать ножницы. Не торопите ребенка, помните, что осторожность и безопасность превыше всего.
Малыш научился открывать и закрывать ножницы и при этом держать их прямо.
Пора начинать пробовать резать бумагу.
Держите перед малышом небольшой лист бумаги так, чтобы он находился у вас в руках (на вису). Затем ребенок должен попробовать сделать несколько надрезов.
После первых попыток покажите ему на своем примере, как следует справляться с листом бумаги.
Организуйте ребенку рабочее место, обратите внимание, что при работе понадобится большое количество бумаги и емкость, куда вы будете складывать нарезанную бумагу.
Сядьте рядом, либо посадите ребенка на колени. Первое время нужно помогайте ребенку справиться с ножницами и бумагой. В нужные моменты придерживайте бумагу, помогайте делать шаги ножницами. Естественно, если наш всезнайка кричит «Я сам!» помогать ему не стоит. Пусть пыхтит и старается самостоятельно, но под присмотром.
Сначала ребенок должен научиться резать бумагу на части.
Начинать лучше с нарезания полосок. Дайте ребенку узкую прямоугольную заготовку бумаги, которую удобно держать в руках, возьмите его руки в свои, помогая ему раздвигать и сдвигать лезвия ножниц. Затем покажите, как нужно нарезать полоски. Левой рукой необходимо продвигать бумагу между лезвиями ножниц, при этом следить, чтобы пальчики не попали под лезвие. Со временем он научится делать это самостоятельно.
Лучше если эта работа займет не более двух шагов ножницами.
А уже из этих полосок с помощью клея-карандаша можно быстро смастерить цветок, гирлянду (они же бусы) и даже целую елку. Так же можно сделать объемную аппликацию травы. Для этого полоску зеленого цвета надрезаем c одного края не до конца и приклеиваем на край альбомного листа. А детали можно дорисовать фломастерами.
Если у малыша не очень хорошо получается нарезать полоски и бумага рвется, то попробуйте сделать тоже самое из плотных обложек журналов. Или же просто дайте ребенку небольшие кусочки журнальных обложек и пусть он режет их как ему угодно. Ваша задача заключается в том, чтобы контролировать его действия во время занятия.
Следующий этап: вырезаем предметы по контурам
Как только малыш освоился с нарезанием полосок, можно пробовать вырезать по контурам. Для начала выбираем простые контуры с четкими линиями. Например, геометрические фигуры. Сначала квадрат или прямоугольник, затем треугольник или трапецию и наконец круг и овал.
Затем можно пробовать вырезать более сложные фигуры. Лучше всего вырезать из детских журналов на плотной бумаге или раскрасок. Тонкую бумагу вырезать сложнее, она при любом неудачном повороте ножниц может легко порваться. Вырезанные фигурки так же используйте в аппликациях.
Сейчас в детских магазинах, на просторах интернета имеется масса рабочих тетрадей и пособий, которые содержат материалы для обучения ребенка вырезанию. Упражнения в них построены так, что малыш следует от простого к сложному.
Как научить ребенка вырезать ножницами картинки-вырезалки
Ножницы всегда привлекали внимание ребенка, и вот настает момент, когда можно предложить ему вырезать самостоятельно. Уже в трехлетнем возрасте ребенка можно научить вырезать из бумаги. Для этой цели нужны ножницы с закругленными концами, удобные для детской руки. Вначале надо приучить ребенка держать ножницы правильно, а потом уже пользоваться ими.
Когда ножницы становятся послушными в руках ребенка, ему нужно показать, как вырезают из бумаги. Прежде всего ребенка надо научить правильно держать ножницы и разрезать бумагу на полоски. С самого начала приучайте ребнка вращать бумагу, а не ножницы. Начинают учить вырезать на примере полоски, потом четырехугольники (разрезаем полоски на части, треугольники, кружочки. Из них можно составлять узоры и орнаменты. Такие занятия хорошо развивают координацию и глазомер.
Помимо цветной бумаги можно вырезать иллюстрации из старых газет и журналов. Вырезанные картинки можно вклеивать в тетрадь с плотными листами.
Для склеивания рекомендуется пользоваться картофельным крахмалом или клейстером из муки, чтобы исключить вредное воздействие, если клей попадет ребенку в рот (ведь ему все хочется попробовать на вкус). Тонкий слой клейстера накладывают маленькой кисточкой на картинку, которую вклеивают в тетрадь (клеить ребенок должен был научиться еще в год). При этом иллюстрацию крепко прижимают листом чистой белой бумаги. Для вытирания рук поблизости надо держать чистую тряпочку. Когда ребенок уже более или менее с техникой клейки, мама вырезает из разноцветной бумаги квадраты, кружочки и треугольники. Ребенок размещает их на листе бумаги в определенной последовательности, а затем наклеивает.
При этом задания могут быть разными:
1) Наклеить в один ряд четыре одноцветных четырехугольника.
2) Наклеит два красных и два синих четырехугольника, соблюдая определенную последовательность: один четырехугольник красный, второй – синий, третий – красный, четвертый – синий.
3) Наклеить два четырехугольника и два кружочка, последовательно меняя их.
4) Провести подобную же работу с треугольниками, размещая их последовательно по форме и цвету.
Позднее, когда дети научатся сами вырезать из бумаги нужные формы, им поручают следующие задания:
1) Разрезать бумажную полоску на квадраты, которые можно использовать для орнаментов, окошек игрушечных домиков, флажков и т. д.
2) Нарезать из бумаги прямоугольной формы тонкие прямые полоски – древки флажков, стебли цветов и т. д.
3) Косо срезать у прямоугольника концы, чтобы получились крыша для домика, крыло самолета или детали других предметов.
4) Вырезать круг из квадрата, постепенно округляя его края (снежная баба, цыплята)
5) Вырезать плоды, овощи, цветы, деревья, бабочек. Прямоугольник соответствующего цвета сгибают пополам и вырезают половину задуманного предмета.
6) Вырезать ряд предметов, складывая бумажную полоску несколько раз.
УЧИМ РЕЗАТЬ НОЖНИЦАМИ.
Первые движения по раскрытию ножниц можно тренировать в воздухе, без бумаги. Чтобы ребенку не было скучно, поиграйте с ним в игру: «птичка прилетела в свое гнездышко – открывает клювик широко-широко», «птенчики выглядывают из гнездышка, зовут свою маму – открывают клювики мелко-мелко». После того, как ребенок поймет принцип действия ножниц, возьмите достаточно плотную бумагу, которую удобно держать в руках, например, страницы из старых журналов. Посадите ребенка к себе на колени и возьмите его руки в свои, помогая ему раздвигать и сдвигать ножницы. Со временем он научится делать это самостоятельно.
Далее покажите ребенку покажите простейшие приемы резки. Начинать лучше с нарезания полосок. Лучше если эта работа займет не более двух шагов ножницами.
Как только ребенок освоился с нарезанием полосок, можно пробовать вырезать по контурам. Для начала выбираем простые контуры с четкими лесками. Например геометрические фигуры. Сначала квадрат или прямоугольник, затем треугольник или трапецию и наконец круг.
Покажите ребенку, как нужно вырезать, поворачивая бумагу. Помогайте ребенку, когда он будет пробовать одной рукой вырезать, а другой поворачивать лист. Это поможет ему научиться не переворачивать ножницы вверх «дном» (что происходит довольно часто). Научите его вырезать не спеша, постепенно, при этом контролируя положение и ножниц, и бумаги
Превратите обучение работать с ножницами в веселую и творческую игру. Вот еще несколько интересных идей:
• Вырезание змейкой. Пусть ваш ребенок сложит бумагу так, чтобы получилась большая и длинная змейка, а затем разрежет ее на более мелких змеек.
• Бахрома. Пусть ребенок надрезает края цветной бумаги, чтобы сделать стильную подставку или шляпу с бахромой.
• Искусство коллажа. Вырвите страницы из старых журналов и попросите ребенка вырезать из них различные формы, а затем наклеить их на бумагу и создать свое собственное произведение искусства.
И самое главное – хвалите свое любимое чадо за любой, даже маленький успех, ведь он старается, в первую очередь, чтобы порадовать вас.
Используйте их для подержания интереса у ребенка к работе с ножницами.
Спасибо за внимание!