Мишина Елена
Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей в процессе ухода за комнатными растениями»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – это период, когда ребенок хочет трудится, и с удовольствием включается в труд взрослых. Поэтому он наиболее благоприятен для приучения детей к труду. Главная задача взрослых – организовать деятельность так, чтобы ребенок испытывал радость труда, положительно относился к нему.
Зеленый мир комнатных растений заинтересует ребенка, в том случае, если взрослые будут постепенно вовлекать его в наблюдения за таинственным миром комнатных растений.
Публикация «Консультация для родителей „Трудовое воспитание детей в процессе ухода за комнатными растениями“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Консультации
- Комнатные растения. Наблюдение и уход
- Консультации для родителей
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Растения статичны и на первый взгляд ребенка безжизненны. Задача взрослых состоит в том, чтобы помочь ему увидеть своеобразие и тайну их жизни, красоту, ради которой растения и содержатся в доме.
Рекомендации:
1. Периодически осматривайте вместе с ребенком комнатные растения, чтобы он приучался замечать происходящие там изменения. («Посмотри, появился новый свежий листок у фикуса, зацвела герань зональная, а вот у колеуса почему-то поникли листочки. Как помочь растению? Давай подумаем вместе. Наверно, ему стало жарко – мало воды. Следует обязательно обратить внимание ребенка на то, что после этого растение стало хорошо расти.)
Расскажите о том, что даже зеленый цвет бывает у растений разным (сравните, к примеру, темную зелень кливии или аспидистры со значительно более светлыми ее тонами у бальзамина или хлорофитума).
2. Покажите ребенку обязательно растение в период цветения, но не стоит ограничиваться только показом распустившихся цветов, постарайтесь привлечь ребенка к наблюдению за ними в течение всего периода цветения и обращать внимание на происходящие изменения. Например, вот кливия с темными ремневидными листьями, с только что появившейся стрелкой, а потом эта же кливия с ярким пучком крупных цветов, похожих на лилии.
Такие обращения подсказывают ребенку цели для наблюдения – не просто смотреть, а замечать, что изменилось. Он начинает понимать, что одно и то же растение можно рассматривать постоянно: оно живое и все время меняется.
Таким образом, у ребенка постепенно формируются осмысленная наблюдательность и понимание значения действий взрослого, ухаживающего за цветами, и связи между уходом за растениями и их состоянием, внешним видом.
3. Наблюдения за комнатными растениями сочетайте с практической деятельностью ребенка. Одним из видов практической деятельности ребенка должно быть его участие в непосредственном уходе за растениями.
Поскольку маленькие дети любят действовать, окружающий мир они познают в основном через практические действия, а свои действия сочетают с наблюдением за их результатами. Ребенка привлекают яркие образы и смена событий. Именно этими его особенностями необходимо воспользоваться : предложите малышу заняться поливкой растений.
4. Сначала покажите ребенку интересные действия с водой. Взрослый поливает, а ребенок наблюдает за ним. Беседу о растениях отложите до следующего раза. Обратите внимание ребенка на то, как вода пропадает из горшка и появляется на поддоне.
В следующий раз предложите ребенку помочь полить растения, при этом взрослый помогает ему держать лейку и поливать, поясняя при этом, что носик лейки нужно опустить низко, к самой земле; воды налить столько, чтобы она смочила всю землю и если вода появилась на поддоне – значит ее уже достаточно.
Предложите ребенку сходить в магазин и выбрать лейку, который он сможешь поливать растения сам. Какой же ребенок не согласится на эту покупку! Вместе с ребенком сразу же налить в лейку воды – пусть она постоит, согреется, объясните, что растения нужно поливать теплой водой.
Затем поливайте цветы вместе из двух леек, при этом наблюдайте за деятельностью ребенка, в случае возникновения затруднений помогите ему. В конце поливки необходимо впервые задать ребенку следующий вопрос: - Скажи, а зачем мы поливаем растения?
Не спешите помочь с ответом – пусть ребенок подумает, посмотрит на растения, выскажет (даже может быть, и нелепые) свои предположения. Только после этого объясните ему, что растения живые, они пьют воду и растут, становятся красивее.
Закончив поливку, наполните лейки водой, уберите капли и лужицы с подоконника. Объясните ребенку, что воду в лейки всегда следует наливать заранее, так как, растения не любят холода, от теплой воды они лучше растут.
Взрослый конечно знает, как и когда надо поливать растения, но его – задача – передать эти знания ребенку. Поэтому следует чаще давать ему несложные поручения: посмотреть и сделать свои (пусть даже неверные) выводы. Рассматривая и поливая растения, он научится определять, где сухая земля, где влажная, а где совсем мокрая и как по-разному следует поливать растения.
5. Расскажите, что растения нужно подкармливать, чтобы они цвели еще лучше и дольше, а также покажите, как вы разводите удобрение в воде и поливаете цветы раствором.
При этом поясните ребенку, что одной воды растениям недостаточно, еще им нужны питательные вещества, которое есть в земле, и, чтобы их было больше, землю удобряют – растения лучше растут и цветут.
6. Попробуйте поддерживать интерес ребенка к растениям и другими способами. Например, пусть он расскажет кому-то, кто совсем не в курсе событий, о своих впечатлениях, покажет распустившиеся растения (соседи, родственники). Общий интерес взрослых к цветущему растению укрепит в ребенке любознательность и наблюдательность.
7. Также объясните и покажите ребенку:
-Как и какие растения, нужно мыть, что для этого горшок ставят в пустой таз; растение поливают теплой водой, и каждый лист его осторожно вытирают мягкой тряпочкой. Осмотрите внимательно растение, попросите ребенка провести пальцем по поверхности листа, объясните, что проведя пальцем по поверхности листа, можно выяснить, есть ли пыль. Объясните, что пыль, которая оседает на листьях, не пропускает солнечный свет и воздух.
- Какие листья следует протирать мокрой тряпкой, как нужно проводить тряпочкой по листу в одном направлении от черешка к концу, иначе лист может сломаться. Предложите ребенку самому попробовать намочить тряпочку в тазу, выжать ее, положить лист на ладонь левой руки, а если лист большой, положить лист на всю ручку, до локтя, и осторожно вытирать.
-Что растения с мелкими листьями обрызгивают из пульверизатора, как опрыскивать растения из пульверизатора (традесканция).
-Растения, у которых есть волоски на листьях, опрыскивать нельзя, их надо очищать от пыли кисточкой (узамбарская фиалка, герань, бегония рекс);
-Покажите, как палочкой рыхлить землю в горшках, каким способом обследовать землю (нажимание на нее кончиками пальцев, расскажите, что уплотненная почва плохо пропускает воду к корням растения, и оно тем самым хуже растет.
Рассмотрите растение после работы, спросите, какие стали растения после того, как их вымыли и т. д.
Таким образом, ребенок приобретает новые знания: растениям нужен свет, который они поглощают листьями, им нужна не только вода, но и воздух (поэтому листья должны быть чистыми); надо рыхлить землю; их нужно пересаживать в новую питательную почву, т. е. растениям необходим уход, только тогда они будут хорошо расти и развиваться.
8. Старайтесь, чтобы ребенок занимался этим более или менее регулярно и осваивал различные трудовые действия : от действий, производимых совместно со взрослыми, - к действиям самостоятельным; от примитивных трудовых операций – к все более усложняющимся; от разовых, эпизодических поручений – к систематическим и целенаправленным делам, требующим регулярного участия, понимания смысла и своевременности своих действий.
9. Для того чтобы труд был ребенку в радость и поручения охотно исполнялись обязательно хвалите, поддерживайте, воодушевляйте ребенка на дальнейшие старания.
И самое важное, не забудьте о том, что ребенок – это личность, которая требует к себе уважения. Уважайте и его труд! Никогда не переделывайте в присутствии ребенка, выполненную им работу, таким образом, у ребенка теряется интерес к делу, формируется мнение, что взрослый несерьезно относится к его труду.
И помните, что трудовая деятельность – еще не основная для дошкольника. Взрослые лишь приобщают его к посильному участию в домашних делах. В дошкольном возрасте труд – это прежде всего, средство воспитания важных качеств, как ответственность за выполнение поручения и получаемый результат, обязательность, целеустремленность. Уход за растениями чрезвычайно важен для воспитательного процесса и имеет гуманистический смысл: от него зависит жизнь живых существ.
Список литературы
1. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет. – М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,2017. – 128 с.
2. Николаева С. Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома. – М. : Мозайка-Синтез, 2013. – 120с.
3. Урунтаева Г. А. Детская психология: учебник для студ. сред. учеб. заведений Г. А. Урунтаева. – 8-е изд. испр. – М. : Издательский центр «Академия», 2010. – 368с.