Светлана Анатольевна Стадник
Консультация для родителей «Трудный звук»
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый ребенок уникален и развивается своими темпами. Уровень развития речи у детей одного возраста может быть разным. Повлиять на темпы развития речи могут и болезнь, и стресс, и недостаток общения с окружающими взрослыми и детьми, и двуязычие в семье.
Звуки, появляющиеся в речи ребенка, разные по сложности овладения ими. Один ребенок в 3 года только начинает понятно говорить, а другой - уже разговаривает развернутыми фразами, да еще и «рычит». Вот о звуке [Р] и поговорим.
Существует несколько заблуждений, касающихся этого действительно самого трудного в произношении звука.
Публикация «Консультация для родителей „Трудный звук“» размещена в разделах
Заблуждение первое: ничего страшного в том, что мой ребенок произносит звук [Р] не так, как нужно, нет.
Правильным в русском языке считается произношение звука [Р] путем вибрации языка за верхними зубами. Все остальные варианты произношения считаются дефектными.
Какие самые распространенные дефекты звука [Р]? Самый часто встречающиеся - горловое произношение, когда вибрирует мягкое нёбо; либо ребенок заменяет звук [Р] на звук [Л] («лакета», а не «ракета»).
Ребенок старшей группы осознает, что он неправильно произносит звук (критичность к речи, что его не всегда будут понимать и это может вызывать некоторые трудности в общении.
Если же у вашего ребенка звук [Р] заменяется звуком [Л], это обязательно вызовет сложности в чтении и понимании им слов с этим звуком, а затем и в их написании («Что слышу, то и пишу»).
Наконец, ряд профессий (учитель, логопед, диктор, да и само понятие культурного человека требуют нормированного произношения человеком всех звуков родного языка.
Заблуждение второе: основная причина неверного произношения звука - это короткая подъязычная уздечка.
Короткая уздечка – малая врожденная аномалия челюстно-лицевой области, заключающаяся в укорочении связки, соединяющей язык с дном ротовой полости, и ограничении подвижности языка. Явление это довольно редкое (1 случай на 1000 новорожденных). Короткая уздечка языка может вызывать у ребенка хроническую травму тканей периодонта, функциональные нарушения (трудности сосания, глотания, речеобразования). Диагностикой и лечением патологии уздечки языка и ее последствий могут заниматься различные детские специалисты: неонатолог, педиатр, детский хирург, детский стоматолог, детский ортодонт, детский отоларинголог, логопед.
Чаще же встречается нерастянутая уздечка. Так как уздечка эластична, то с помощью ряда упражнений («Грибок», «Гармошка») она благополучно растягивается, после чего продолжается постановка звука [Р].
Заблуждение третье: дефектное произношение звука [Р] передается по наследству, а, значит, исправлению не подлежит.
Надо отметить, что предрасположенность к дефектному произношению [Р] действительно существует, но останется у ребенка этот дефект или нет - это зависит только от успешности проводимой коррекции.
Но есть один нюанс: заниматься постановкой, а затем и автоматизацией звука [Р] может только родитель, сам правильно произносящий этот звук.
Заблуждение четвертое: ничего специально делать не надо, а правильный звук в дальнейшем появится у ребенка сам.
Это утверждение верно лишь отчасти. У небольшого количества детей к 7 годам укрепляются мышцы языка, развивается сила выдоха, что приводит к появлению нужного звука [Р] в речи. Большинство же дошкольников и младших школьников с дефектным [Р] обязательно нуждаются в помощи логопеда.
К сведению: логопед школы не всегда зачисляет на свой логопункт таких детей, т. к. его логопункт бывает уже наполнен детьми с более серьезными нарушениями речи.
Заблуждение пятое: достаточно того, что сам логопед выполняет с ребенком упражнения по постановке [Р], а помощь родителей необязательна.
Это стопроцентное заблуждение. Только ежедневное выполнение артикуляционных упражнений по 2- 3 раза в день укрепит мышцы языка, увеличит подвижность кончика языка, увеличит силу выдоха - и тогда количество перейдет в качество. Запаситесь терпением, настойчивостью и верой в успех. Хвалите ребенка за старание, помогайте при затруднении.
Заблуждение шестое: звук [Р] удалось поставить, а, значит, он самостоятельно войдет в речь ребенка.
И это неверно. Неправильно произносимый звук [Р] (да и любой другой звук) - это устойчивый условный рефлекс. Взамен ему нужно сформировать новый условный рефлекс - нормированное произношение [Р] - и вытеснить старый рефлекс из речи ребенка. Начинается автоматизация звука [Р]. Этот процесс длительный - от 1 до 3 и более месяцев.
На этом этапе работа ведется логопедом поэтапно: от произношения звука [Р] в начале слов до произношения слов с [Р] в середине слов в соседстве с другими согласными звуками. Сначала ребенок произносит слоги, затем - слова с этими слогами, а затем и предложения с такими словами.
В заключении хочется сказать, что главное условие успешной автоматизации звука [Р] - это постоянный (каждодневный, ежечасный) контроль взрослых (в первую очередь родителей) за правильным произношением ребенком тех слов, в которых ему удается верно произносить [Р]. На основе этого контроля затем будет формироваться такой важный собственный контроль ребенка. Здесь можно применять систему поощрений. Исправить ошибку можно по-разному: попросить ребенка самого исправиться, сказать, что вы не поняли это слово, самому правильно произнести слово и попросить повторить его. Главное - не проявлять безразличие.
Речь человека - это его визитная карточка. Правильная речь - это заслуга не только логопеда и ребёнка, а ещё и родителей.