Наталья Путилова
Консультация для родителей и педагогов: «Трудный Звук — Ты Наш Друг»
▼ Скачать + Заказать документы
" Учиться - значит открывать то, что ты уже знаешь.
Делать - значит демонстрировать, что ты знаешь то, что делаешь" Бах Ричард.
Чтобы Ваш ребёнок научился произносить звук - Р необходимо соблюдать основные Правила логопедических занятий (игр) .
- Заниматься с ребёнком необходимо ежедневно. Занятия проводить в спокойной доброжелательной обстановке.
- Время проведения занятий 7 - 10 минут, от 3 до 5 раз в день.
- Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом.
Темочки:
Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними).
Артикуляция взрослого- автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится.
- Проводить речевую гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются подгруппами или индивидуально, сидя или стоя перед зеркалом, дети должны видеть лицо взрослого и свое лицо. Нежелательно выполнение гимнастики сразу после еды.
- Взрослый следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью, плавностью, достаточным объемом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, устранением лишних движений.
Отработка каждого упражнения идет в определенной последовательности с использованием игровых приемов (Сказка о Веселом Язычке). Этот прием способствует появлению интереса к занятиям у детей младшего возраста.
- Показ взрослым упражнения; выполнение упражнения детьми перед зеркалом; контроль взрослого за выполнением упражнения, указание на ошибки; выполнение упражнения без зеркала (если это возможно). В начале работы может быть напряженность движений языка, губ. Постепенно скованность исчезнет, и движения станут свободными и координированными.
- Зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Он должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, для нормы звукопроизношения. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
- Детям артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Предлагаю Вам артикуляционные упражнения, которые вы будете с ребенком регулярно выполнять. "Поиграем вместе" !
Заборчик. Рот закрыт. Отвести губы в стороны, обнажив зубы. Зубы передн. сблизить (верхн. передн. приблизить к нижним). Удерживать губы в таком положении в течение 3-5 сек. Повторить упражнение не менее 3 раз.
Улыбка - растянуть губы в улыбке так, чтобы были видны сближенные зубы. Каждую позу удерживать 3 сек.
Трубочка - губы вытянуть вперед трубочкой - округлить, как при произнесение звука [О].Движение повторить 5—10 раз.
Трубочка-улыбка. Губы вытянуть вперед трубочкой и удерживать в таком положении в течение 2—3 сек. Затем широко улыбнуться, удерживая позу в течение 2—3 сек.
Произвести смену артикуляционных поз не менее 5 раз.
Почистим зубы верхние. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка гладит верх. резцы с внутренней стороны, делая движения вверх—вниз и в стороны.
Вкусное варенье - рот приоткрыть, а широкой передней частью языка
«облизать» верхнюю губу (сверху - вниз, тянем язычок к носу) и убрать язык в рот. Повторить упр-е 5-7раз.
Полакаем, как котенок. Рот открыть. Губы в улыбке. Высовывать изо рта и втягивать обратно широкий язык, совершая лакательные движения в течение 5—7 сек.
Повторить упражнение не менее 2—3 раз.
Часики (Маятник). Рот открыт. Губы в улыбке. Высунуть язык и совершать им движения из одного угла рта к другому и обратно.
Выполнить 5—10 движений.
Качели. Рот открыт. Губы в улыбке. Языком во рту совершать движения, то поднимая к перед. зубам, то опуская его к нижним.
Выполнить 5-10 движений.
Орешки. Рот открыт. Кончиком языка изнутри оттопырить правую щеку и удерживать эту позу в течение 3 секунд. Затем так же оттопырить левую щеку и удерживать в течение того же времени. Произвести перемену поз не менее 2 раз.
Накажем непослушный язычок - Самомассаж языка. – для звука Л
Улыбнуться, приоткрыть рот, язык уложить между зубами и произносить
«пя—пя—пя» ….;
- слегка покусывая передн. широкую часть зубами, произносить «ла—ла—ла; лы-лы-лы…» 5—10 сек, при этом должны быть видны нижн. передн. зубки.
- сквозь сомкнутые зубки «заборчик» медленно выдвигаем и задвигаем язычок (5-7раз). Упр-я выполняем с разомкнутыми губами, нижн. зубы видны;
Маляр- Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка гладит твёрдое нёбо, делая движения от верх. Зубов в глубь рта(5-7раз).
Лошадка. Рот открыт. Губы в улыбке. Присосать широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами, а затем со щелчком оторвать. Сначала упражнение выполнять в медленном темпе, постепенно его убыстряя.
Длительность выполнения 5—10 сек.
Грибок – рот открыть в улыбке, медленно выполнять «Лошадку» и удержать язычок у твёрд. нёба, видна подъязычная связка – «ножка Грибочка», под счёт до 7 раз.
Гармошка – удерживая язык «Грибочком» во рту, раскрывать и закрывать рот 5 – 7раз.
Болтушка - приоткрыть рот и забрасывая язычок на верх. губу быстрыми движениями вверх, вниз произносить бл, бл…
Автомат - рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо (ближе к бугоркам - дёснам, многократно и отчётливо на сильном выдохе, произнося «Т-Т-Т….» сначала медленно, затем постепенно убыстряя темп, рот удерживать открытым(3-5раз).
Барабан - как и упражн. «Автомат» только произносить звуки «Д-Д-Д.»
на сильном выдохе!
Молоточек - произносить звуки : «Ды, …Ды…» на сильном выдохе
– на левую ладошку положить бумажн. квадратики, а прав. Рукой – указ. пальчиком открыть ротик, положив его на нижн. зубки. Поднести поближе к ротику ладошку и произносить часть слова:«Ды, …Ды…» на сильном выдохе так, чтобы листочки слетели с ладони!
Самомассаж языка.
Делает сам ребёнок – руки обязательно помыть!
Рот раскрыть в улыбке. Видны верхн. боковые зубки, указательным пальцем правой руки вибрировать передн. часть язычка, произнося на сильном выдохе:
Д….…Д…Д…. Дррррррр.
Желаю всем УСПЕХОВ и напоминаю, что преодолевать первые трудности в подготовке к школьному обучению необходимо своевременно!