Лучший педагог года

Консультация для родителей «Значение нравственного воспитания и развития в формировании личности ребёнка»

Наталья
Консультация для родителей «Значение нравственного воспитания и развития в формировании личности ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: познакомить родителей с условиями формирования нравственных чувств как важнейшего компонента личностного развития. Побуждать к построению правильной модели поведения в семье. Формировать у родителей желание анализировать типичные ошибки в воспитании детей, способствовать развитию рефликсии.

Литература.

Публикация «Консультация для родителей „Значение нравственного воспитания и развития в формировании личности ребёнка“» размещена в разделах

Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников»

Перед дошкольной педагогической наукой и практикой в настоящее время стоят задачи создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного, поведении, нравственных чувств, нравственных отношений. Особое значение приобретают вопросы формирования у них гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, к природе и животным; воспитания положительного отношения к труду, различной деятельности; любовь к Родине.

Формирование личности ребёнка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определённой нравственной позиции – сложный процесс. В основе его лежит правильное, гармоничное развитие чувств.

Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Чувство, как эмоциональное отношение человека к многообразным явлениям и сторонам действительности, выявляет в характере этого отношения особенности данного человека, его моральные убеждения, его внутренний мир. «Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и её строя», - говорил К. Д. Ушинский.

Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетиче-ские, интеллектуальные.

Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Воспитание чувств тесно связано с развитием у детей дошкольного возраста эмоционального отношения у окружающему. Развитие эмоциональной сферы ребёнка и воспитание на этой основе его чувств является первостепенной задачей, «не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание его ума».

Этическое развитие ребёнка, формирование его моральных представлений связано с развитием эмоциональной сферы дошкольника. Нетрудно передать ребёнку знания об этической норме, требовать и контролировать выполнение ребёнком моральных правил. Гораздо труднее выработать у него определённое отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому. Знаний этических норм недостаточно для того, чтобы ребёнок самостоятельно, не под «нажимом» взрослых, а по собственному желанию, поступал нравственно. Поэтому вопрос о взаимосвязи представлений и поведения ребёнка особенно актуален в теории современной дошкольной педагогики и вызывает большие трудности в воспитании детей в детских садах и семье. Связующим звеном в этом процессе должна стать работа взрослых над развитием эмоциональной сферы ребёнка и воспитанием его нравственных чувств.

Для формирования чувств ребёнка, его нормального развития большое значение имеет воспитание у него эмоциональные состояния – это основа доброжелательного отношения к людям, готовности к общению. Отрицательные эмоциональные состояния могут послужить причиной озлобленности, зависти, отчуждения.

Дети дошкольного возраста способны испытывать сильное чувство привязанности в ответ на заботу и ласку. Французский психолог А. Валлон пишет, что «в возрасте от 3 до 6 лет привязанность к людям крайне необходима для развития личности ребёнка. Если его лишить этой привязанности, он может стать жертвой страхов и тревожных переживаний или у него наступит психическая атрофия, след от которой сохраняется в течение всей жизни и отражается на его вкусах и воле.

Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками. Причём сначала возникает сопереживание радости, а затем уже сопереживание горя.

В дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. У малышей уже третьего года жизни могут проявляться такие свойства личности, как общительность или застенчивость, самостоятельность или неуверенность в себе, эгоизм или доброжелательность, внимательное отношение к товарищам. Развитие чувств у ребёнка во многом зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых он живёт, а поскольку ближайшим окружением ребёнка является семья, ни с чем не сравнимо её влияние на развитие ребёнка. Именно семья может создать такие условия, при которых развивающая личность превратиться в личность духовную. Условия эти – положение его в семье и в детском и в детском саду, круг его интересов и дел, в которых он участвует. При целенаправленном воспитании чувства ребёнка гораздо богаче, разнообразнее и проявляются раньше, чем у детей, не получивших правильного воспитания.

Ведь именно семья, прежде всего, призвана удовлетворять потребность своих членов в признании, уважении, оказать эмоциональную поддержку, психологическую защиту. В процессе выполнения воспитательной функции родители удовлетворяют свою потребность в материнстве (отцовстве, реализуют себя в детях. Вместе с тем, в ходе взаимодействия происходит социализация ребёнка, усвоение им определённой системы ценностей, норм, знаний, национальной и общечеловечной культуры. Ребёнок идентифицирует себя с конкретными членами семьи, подражает им.

К сожалению, далеко не всегда и не каждая семья оказывается способной выполнить в достаточной мере такие важные функции как эмоциональная, воспитательная, духовная. Нарушение сказывается как на психическом, так и на физическом развитии ребёнка, ведёт к деривации в семье, поэтому уже с первых дней жизни важно выработать в семье модели поведения, которые соответствуют нормам морали и нравственности.

Первоначальные представления о взаимоотношениях людей ребёнок получает, наблюдая за взаимоотношениями окружающих его взрослых. Их поведение, а также их отношение к нему самому, к его поступкам становится для малышей как бы программой поведения. По образцу, данному взрослыми, он строит и сои отношения с людьми. Наблюдения за поведением детей в кругу сверстников и среди них взрослых показывают, что дошкольники различают оттенки настроения, интонаций, мимики тех, с кем они общаются. Нередко они безошибочно угадывают причину радости или, наоборот, плохого настроения своего товарища или педагога, выражают, как умеют, сочувствие им, вместе с ним радуются.

Добрые, ласковые интонации в речи взрослых, обращённой к ребёнку, вызывают у него спокойное, уравновешенное настроение; сердитый голос, нахмуренное лицо настораживают, вызывают беспокойство. Важно, чтобы в дошкольном детстве ребёнок испытывал максимум положительных эмоций. Взрослые же – внимательный педагог, мать – легко определяет эмоциональное состояние ребёнка по его мимике, интонациям, двигательным реакциям, репликам. Заметив, что мальчик часто подбегает к окну, всматривается в сгущающиеся сумерки, воспитатель понимает его тревогу: мама сегодня задерживается на работе. Педагог затевает весёлую игру и вовлекает в неё всех оставшихся детей. Исчезает детская тревога, время проходит незаметно. Положительные состояния – бодрость, радость, весёлое оживление, чувство защищённости, уверенности в своих силах – благотворно сказываются на жизнедеятельности организма ребёнка; отрицательные – состояние уныния, страха, отчуждения, боязнь наказаний – угнетают деятельность сердечно-сосудистой системы и желез внутренней секреции.

Важно, чтобы взрослые выражали одобрение по поводу хорошего поведения ребёнка, его доброжелательного отношения к сверстнику, поощряли дружные совместные игры, стремление выручить друга, оказать помощь; важно, чтобы они искренне разделяли радость малыша при удачном завершении трудного для него дела, поощряли робкого ребёнка, который боится неудач. Тех же детей, которые легкомысленно за всё берутся, хвастаясь, что всё умеют, но бросают дело при первых же затруднениях, следует приучать добросовестно, относиться к любому делу, начатое доводить до конца, не быть небрежным.

Следует также непременно порицать дерзкие поступки, грубый тон отдельных детей, чтобы они не становились дурным примером для других.

Задачи нравственного воспитания и развития решаются тем успешнее, чем гу-маннее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Взрослые завоевывают любовь детей и своим отношением к труду, своей идейной убеждённостью, преданностью к своей Родине. Их поведение служит для ребят наглядным примером. Они начинают подражать старшим, у них возникает желание быть похожим на того, кто затронул их чувства, вызвал симпатию. Желание быть похожим на педагога, маму, папу, свого товарища особенно сильно в дошкольном возрасте.

Публикации по теме:

Консультация для родителей на тему «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста" Человек стал.

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка»Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка» Консультация для родителей "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка" Выполнила: Махалова Ирина.

Консультация для родителей «Привычки в формировании личности» Что такое привычка? Привычка- это естественные действия, совершаемые машинально, постоянно и при определенных условиях. От того, какими.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка» Дошкольное детство, это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка. Невозможно представить себе развитие ребёнка без.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Значение нравственного воспитания и развития в формировании личности ребёнка»
Опубликовано: 21 октября 2024 в 13:09
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Значение нравственного воспитания и развития в формировании личности ребёнка»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД