елена вершкова
Консультация для родителей «Раннее обучение чтению: потребность, необходимость или дань моде?»
▼ Скачать
Тема: «Раннее обучение чтению : потребность, необходимость или дань моде?"
Публикация «Консультация для родителей „Раннее обучение чтению: потребность, необходимость или дань моде?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Модный показ, дефиле. Конкурсы костюмов, нарядов
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Можно ли ребенка 2-3 лет научить читать? Этот вопрос приходится часто слышать от родителей. Хочется спросить в ответ: «А зачем вы хотите научить читать двухлетнего малыша?» Неужели только для того, чтобы демонстрировать его способности перед знакомыми? «Но он сам выучил буквы. Значит у него есть потребность в этом, - могут возразить родители.
Некоторые родители думают, что если ребенка научить читать в 1,5 -2 года, то в дальнейшем он будет опережать в развитии своих сверстников. Это заблуждение. В процессе исследований, направленных на изучение потенциальных возможностей детей раннего возраста стало ясно, что ребенок 2-х лет сам, т. е. без инициативы взрослых, выучить буквы не может! Даже заинтересованно рассматривая замысловатые «узоры» - буквы, изображенные на кубиках или игрушках, он не стремится их запомнить. Запоминание начнется после того, как взрослый назовет буквы и будет повторять их каждый день.
Первые две – три буквы малыш запоминает, прилагая определенные усилия, а затем начинает догадываться, что изображение, которое он рассматривает, должно иметь название, как и любая картинка, - петушок, кошка, собачка. С этого момента он, как это подметили многие родители, начинает требовать, чтобы взрослые показали ему незнакомую букву. Но маленьким ребенком движет не желание научиться читать. Воспринимая букву, как предмет, малыш запоминает ее название так же, как названия предметов, которые его окружают. Поэтому дети быстро запоминают буквы на кубиках. Немного позднее малыши начинают находить знакомые буквы на рекламных вывесках, в заголовках газет. Исследования показали, что практически все здоровые дети 2-3 лет способны запомнить алфавит, а в 3-3,5 года научиться читать отдельные слова.
И все же этот опыт не позволяет рекомендовать раннее обучение чтению. Почему? Из опасения, что родители начнут форсировать усвоение грамоты всеми средствами, заставляя малыша зубрить алфавит. Такое бессистемное натаскивание сопряжено с известными нервными перегрузками и может только помешать последующему обучению грамоте.
Необходимо помнить :
• Что запоминание алфавита и чтение - это разные действия. Чтение – это умение составлять из букв слова, что требует, в свою очередь, овладение синтезом. Поэтому ранним обучением грамоте надо заниматься вдумчиво и лишь до того момента, пока малышу интересно. Никакая книга, в которой нарисованы те же кубики и шарики, не заменит ребенку реальной действительности и предметного взаимодействия. Это особенности раннего возраста и о них родители должны помнить.
• Маленькие дети не могут пользоваться звуками родного языка, составляя слоги, объединяя их в слова. Их словарный запас далеко не всегда соответствует запасу понятии, т. к. фундаментом мышления ребенка являются не слова, сами по себе, а содержание, которое он вкладывает в них.
• Исследования показали, что между умением читать, оформлять звуки речи в слоги и слова и умственным развитием ребенка нельзя поставить знак равенства. Стимулом интеллектуального развития малыша первых лет жизни является практическая деятельность с погремушками, пирамидками и всем возможным ассортиментом для развертывания игрового сюжета. Без этого ребенок не сможет подняться на более высокую ступень развития, на которой начинают формироваться абстрактные понятия, содержанием которых определяются более развитые формы мышления (наглядно – образные) – А. М Фонарев доктор биологических наук.
• Развитие интеллектуальной деятельности ребенка нельзя свести к запоминанию 33 букв алфавита и10 цифровых знаков. В этом возрасте ведущим видом развивающей деятельности является игра. Вот почему, цифры и буквы малыш запоминает, «опредмечивая» их: 1- это палочка, 2 – это уточка и т. д. очень скоро малыш оставляет эти занятия и переключается на игру, показывая взрослым, что раннее чтение – всего лишь дань моде.
Прежде чем учить ребенка читать, хотелось бы предостеречь от того, что делать ни в коем случае не следует.
• Нельзя заниматься обучением грамоте по системе школьного обучения, т. е. без учета возрастных возможностей.
• Нельзя заниматься с ребенком без желания с его стороны.
• Нельзя беспорядочно знакомить малыша с алфавитом, акцентируя внимание на названии буквы, а не на звуке. Например: показывая букву «М» называть ее «ЭМ».а не мммм
• Нельзя при чтении с ребенком слогов (мА, па, ба) задавать ребенку вопросы, типа: «М» и «А»- что будет? Ребенок никогда не догадается, что вы ждете от него ответа: «МА»