Светлана Ускова
Консультация «Организация прогулки как одно из направлений в формировании основ эколого-валеологического воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 города Ставрополя
Воспитатель Ускова Светлана Николаевна
Тема: «Организация прогулки как одно из направлений в формировании основ эколого-валеологического воспитания».
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Природа, планета Земля, экология
- Прогулки. Консультации
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
Экологическое состояние нашей планеты и тенденции его ухудшения требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы есть и в России - свои в каждом регионе. Россияне знают о прогрессирующем ухудшении здоровья взрослых и детей. Этому способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большим содержанием выхлопных газов. Экологические проблемы и необходимость их преодоления породит новое направление в образовании - экологическое : всем необходимо понимать, как человек связан с природой и зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать. Два последних действия - этот период становления экологического образовательного пространства. Этот период выбора новых методов работы, новых понятий: «экологическое сознание», «экологическая культура» и др., в том числе и понятие «экологическое воспитание дошкольников». В этот период осуществляется поиск эффективных методов экологического образования и воспитателя. Одним из методов является прогулка детей, организуема в дошкольных учреждениях. На участках создается развивающая среда. Благоприятный микроклимат получается, если вся территория хорошо озеленена: по периметру вдоль забора посажены высокие деревья и кустарники, являющиеся преградой для пыли, выхлопных газов, сильного ветра, уменьшающие шум улицы и создающие тень в жаркие летние дни. При этом следует сажать различные породы деревьев, обладающих разными качествами: клен имеет крупную и красивую листовую пластинку, дает густую тень; ясень интересен гроздьями осенью, которые остаются на всю зиму; липа прекрасна своим ароматом в разгар лета; у осины необычно дрожит листва; тополь - быстро растет и является хорошим пылесборником; черемуха замечательно цветет, пахнет и выделяет фитонциды. На групповых участках могут расти - одиночные или группами _ березы, очень красива свешивающимися ветвями раскидистая ива, прекрасен каштан _ листьями и цветами - свечками. Высокие кустарники создают нижний защитный ярус, их создают также по периметру между деревьями. Древесную растительность дополняет сплошной травяной покров всей территории. Он создает хороший микроклимат в слоях воздуха, прилегающих к земле - именно там, где находятся дети. Трава защищает воздух от пыли, хорошо его увлажняет; кроме того, зелень перед глазами детей успокаивает их нервную систему. На территории дошкольного учреждения, особенно если она большая, могут быть созданы самые различные «экологические пространства», которые используются для оздоровления и экологического воспитания детей. Организация регулярной и разнообразной деятельности детей в зеленной зоне учреждения способствует развитию познавательной (проведение циклов наблюдений, практической (создание и поддержание необходимых условий для труда в природе, природоохранной (зимняя подкормка птиц, акции в защиту природных объектов) активности детей. На нравственное развитие
детей большое влияние оказывает практическая природоохранная деятельность. Хорошо организовывать уборку и очистку от бытового мусора участок постоянного пребывания детей. Прогулки, организуемые в разные сезоны, позволяют наблюдать состояние растений и периоды развития. Дети должны увидеть, что это связанно с дефицитом или избытком условий внешней среды, факторов неживой природы (света, тепла, влаги). Наблюдения, которые проводят воспитатель и эколог, не должны быть длительными, с большими пояснениями, чтобы не утомлять детей. Уместно обращать их внимание на интересные явления и задавать вопросы проблемного характера, которые будут побуждать ребенка самостоятельно искать ответы и наблюдать. Эстетическое воспитание детей на природе начинается с демонстрации территории - педагоги говорят, что здесь красиво, потому что все чисто и ухоженно. Воспитатель развивает в детях чуткость к восприятию прекрасного в природе на самых различных явлениях: круживо листьев, просветы голубого неба, стремительный полет птиц, чарующее порхание бабочек и многое другое. Конечно, воспитатель должен показать красоту самих растений, нежную или сочную зелень листьев, яркий праздничный наряд осенью, цветы любой формы, окраски и размера. Взрослые сами обращают внимание детей и сами восторгаются свисающими ветками ивы, стройными и высокими березами. Красота повсюду, воспитатель побуждает детей самим находить ее, наслаждаться, показывать другим и сохранять. Оздоровительное, воспитательное и развивающее значение имеют лишь прогулки, которые правильно подготовлены и организованы.
Средства реализации программы экологического воспитания на прогулке : наблюдения, труд в природе, опыты, игры, рассматривание картин, чтение произведений художественной литературы.
Успех экологического воспитания будет достигнута при взаимосвязанной работе дошкольного учреждения. Родителям можно организовывать походы с детьми в ближайшее природное окружение - это интересное и полезное педагогическое мероприятие. Одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Поход - это комплексное мероприятие прежде всего по своей организации : его планируют, обдумывают, готовят и проводят несколько взрослых. Положительное воздействие на здоровье в походе дети получают от целого рода факторов:
- Радостные чувства у детей вызывает подготовка к походу, ожидание ярких впечатлений, выхода в новое (или редко посещаемое) место.
- Положительное воздействие на здоровье оказывает окружающая среда: чистый и насыщенный кислородом воздух, красивые пейзажи, цветущие растения, изобилие зеленного (успокаивающего) тока, приятных лесных шумов.
- Длительный переход (пешком, на лыжах, велосипедах) на относительно большое расстояние развивает выносливость детей, укрепляет мускулатуру ног и всего тела.
- Положительно на здоровье детей влияют все походные мероприятия (подвижные игры, упражнения, соревнования, чередующиеся отдыхом, закаливающие процедуры в особо жаркие дни и в благоприятной обстановке).
На умственное развитие детей в походе оказывают влияние различные мероприятия познавательного характера: наблюдения за явлениями природы, пояснения взрослых, отгадывание загадок во время отдыха. Ведущее значение среди этих мероприятий имеют наблюдения - они могут быть самого различного содержания в зависимости от времени года, конкретного природного окружения (экосистемы, опыта посещения ее детьми. Поход в лес предполагает ознакомление дошкольного с сообществом растений им надо показать и назвать деревья, кустарники, которые являются ведущими в составе леса. От них зависит травянистый покров, наличие грибов, ягод. Важно познакомить детей и с лесными животными, прежде всего по следам их деятельности (самих животных ввиду их открытого образа жизни обнаружить очень сложно). Очень интересно наблюдать с детьми муравейник; во влажных местах - лягушку; в сухих ящерицу, ежа; старый пень в лесу (это мини экосистема, в которой уживаются грибы, мхи, лишайники, насекомые и многие микроорганизмы). Очень интересны походы в места, где есть водоемы: детей можно познакомить с водно - прибрежной системой, показать им, кто и почему живет в воде, на берегу, как растения и животные связаны с этим местом, как приспособлены жить в водной среде и на побережье. Утки, лягушки, стрекозы, комары - все дают повод для наблюдений, интересного разговора или обсуждения. Как в лесу, так и возле воды детям можно показать растения, которые отсутствуют на участке детского сада: тени - и влаголюбивые, лекарственные, редкие и охраняемые, ядовитые.
Хорошая подготовка создает хороший настрой у всех участников похода, а само мероприятие оставляет глубокий эмоциональный след у каждого ребенка.