Луиза Файзуллина
Консультация для родителей «Мир начинается с детства…»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей : Тема: «Мир начинается с детства…»
Детство – это цветущий луг, залитый солнцем, по которому бежишь без оглядки к далекому горизонту. И как важно, чтобы рядом с тобой был любящий, опытный поводырь.
Алла Баркан
Публикация «Консультация для родителей „Мир начинается с детства…“» размещена в разделах
Как и любое живое существо, ребенок активен с рождения. Новорожденные дети поворачивают голову в сторону звука. Двухмесячный младенец ищет лицо склонившегося над ним человека, ловит улыбку, гулит в ответ. В течение первого года, он научается смотреть, узнавать лица и предметы. Брать игрушки, сидеть, ползать, вставать, ходить, а потом – говорить, задавать вопросы и многое, многое другое.
Мир маленького ребенка – это его комната с кубиками и куклами, его стульчик и его кроватка, его двор, где можно качаться на качелях, это ласковая мама, его детский сад. Этот уютный мир ограничен стенами комнаты и оградой двора. Именно в этом маленьком мире дошкольник живет, действует, размышляет. В каждой семье есть самые главные люди – это дети. Не может быть семья счастливой без ребенка. То трепетное счастье, которое приносит ребенок в дом, нельзя ни с чем сравнить.
Мир взрослого человека несравненно богаче, шире и разнообразнее. Хочет того взрослый или нет, намеренно или случайно, он постоянно открывает ребенку этот свой сложный, огромный мир. Мы, взрослые, готовы на все, чтобы ребенку было хорошо не только физически, но и психологически. Малыш растет, и мы замечаем, что вырастить физически здорового человека легче, чем гармоничную личность. Мы стараемся, чтобы он вырос свободным, раскованным, воспитанным, вежливым. Нам хочется, чтобы ребенок был развитый, получил хорошее образование, имел широкий круг интересов, умел легко общаться с окружающими.
Смотрю я на сегодняшних ребятишек, и вижу, что иной ребенок никак не хочет понимать, что все, что нас окружает – это ЖИВАЯ природа, наша ЗЕМЛЯ, наш дом, и мы должны все это любить и беречь. Что надо любить и жабу скользкую, и бабочку красивую, и цветок, который вырос на лугу. Если ребенок это не поймет с детства, то и вырастет из него жестокий, недобрый человек, который привык все крушить, ломать. И невдомек этому ребенку, что родители и близкие люди недодали ему любви ко всему живому, не научили его любить. Наверное, ему в детстве не рассказали, что природу можно не только слышать, видеть, но и чувствовать сердцем.
В нравственном развитии ребенка особое место уделяется развитию бережного отношения ко всему живому. Эстетическое отношение выражается в развитии умения видеть красоту многообразие красок природы. Можно заметить, что отсутствие у дошкольников знаний, верно отражающих действительность, нередко приводит к образованию различных предрассудков и суеверий. Неправильное представление часто служит причиной недоброжелательного отношения к животным, уничтожению детьми «некрасивых» насекомых, пресмыкающихся. Это наносит вред не только природе, но и неокрепшей психике ребенка, ожесточает его. Вот почему важно с самых ранних лет детям получать верные сведения об окружающем нас мире.
Когда родители «делают все», чтобы их ребенок добился успехов в спорте, учебе, музыке, а ребенок, покладистый и сочувствующий, он старается удовлетворить все ожидания родителей, подчиняется их требованиям и «тянет лямку». Так может продолжаться годами, но последствия бывают неожиданными и уж, по крайней мере, не такими, о которых мечтали родители. И все – таки известны случаи, когда люди находили призвание и достигали больших успехов, проходя через жестокие методы обучения и воспитания. Яркий пример тому – детство знаменитого композитора и скрипача – виртуоза Николо Паганини. В чем причина такого успеха?
Замечательные качества, заложенные в каждом ребенке, - его активность, стремление к самостоятельности, гибкость, впечатлительность и эмоциональность – в благоприятных случаях ведут не только к развитию его талантов, способностей, характера, но порой и определяют его судьбу, что и случилось с семилетним Николо. Однажды находясь в церкви, он был поражен звуками органа, и как зачарованный слушал музыку, погрузившись в нее и забыв обо всем. Это переживание стало ключевым для его судьбы. Музыка начала становиться смыслом его жизни. Вывод из этой истории можно выразить с помощью метафоры: «И через асфальт насилия могу пробиться цветы свободного творчества».
Среди особых впечатлений детства есть такие, которые отмечены яркими переживаниями волнения, восторга, удивления. В них ребенок открывает что-то важное для себя, что-то очень «свое». Чем дороже для ребенка предмет его увлечения, тем сокровеннее он для него, тем больше он готов в буквальном смысле скрывать его от посторонних глаз.
Известный психолог Карл Роджерс пишет о том, как он скрывал свое детское увлечение. Будучи подростком, он заинтересовался одним из видов ночных бабочек. И началось это так же, как в описанных выше строчках, - с первого сильного впечатления. Давайте задумаемся, почему «личное» не должно входить в отношения со взрослыми? Потому что ребенок хочет это оберегать. Он хочет быть уверенным, что грубое вмешательство или равнодушие не затронет его внутреннего мира, не разрушит чар удивления, которые живут в его душе.
Удивительный природный дар, который свойственен всем детям, - удивительная настойчивость. Я поражаюсь, тому, как дети постоянно упражняются во всем, что пытаются освоить. Они упорно трудятся, осваивая новые движения или действия, - ошибаются, снова пробуют, повторяя то же самое десятки раз, пока не добьются результата.
Что может дать взрослый растущему ребенку? За чем он должен следить, чтобы процесс образования и развития шел успешно? По моему убеждению, влияние взрослых на своих детей осуществляется в процессе общения и деятельности. Характер влияния во многом зависит от качеств личности взрослого, его уровня авторитета, необходимых знаний.
Никогда не спешите с наказаниями. Критика должна быть созидательной, а не разрушительной. Важно выяснить причину детского поступка. Отрицательное поведение маленького ребенка крайне редко носит преднамеренный характер, поэтому очень важно быть терпеливым и справедливым в оценке детских поступков.
Особо следует сказать о поощрениях. Дети постоянно нуждаются в одобрении, подтверждении того, что они хорошие и достойны любви. Действительно, поощрение вселяет у детей веру в себя, вызывает у них прилив энергии, желание поступать хорошо. Если взрослые понимают и принимают ребенка, терпимо относятся к недостаткам и промахам, он вырастет с положительным отношением к себе. И наоборот, если его постоянно «воспитывают», критикуют и муштруют, самооценка ребенка оказывается низкой, ущербной. Эмоциональный комфорт ребенка является важным условием нормального развития и благополучного вхождения в мир культуры и социальных отношений. Я считаю, что чувства, сформированные в раннем детстве, впоследствии переносятся на другие объекты и других людей, формируя у каждого человека особый стиль отношения с окружающим.
Жизнь показывает, что когда ребенку предоставляется свобода в играх и занятиях, то он бывает, бодр, активен, предприимчив. Наоборот, если его сильно ограничивают, он становится безразличным, а порой упрямым и агрессивным. Стремление к свободе и самостоятельности у ребенка проявляется очень рано. На детском языке это выражается словами: «я сам», «я сам могу». При этом ребенок активно ищет и находит то, что ему в данный момент больше всего нужно для его развития и самообучения.
Конечно, в воспитании детей нет однозначных ответов, универсальных методов, которые гарантируют полный успех во всех случаях. Напоследок хочется сказать, что каким вырастет маленький человечек - зависит и от тех мыслей и поступков, которые ему «вложат» в душу близкие, родные люди, родители, педагоги, которые искренне любят, ценят, уважают и принимают детей такими, какими они есть. Эти люди помогают преодолевать трудности, используя выдумку, творческий подход, нестандартные решения, интуицию в любой момент придут на помощь, будут вместе переживать неудачи, всячески стараться поддержать веру в себя. Такое общение способствует развитию личности ребенка. И будет ли он добрый, чуткий и внимательный, или черствый, недобрый человек в будущем тоже зависит от того, чему его научили в детстве.
Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в этот характер в первые годы, - ложится прочно, становится второй натурой человека…
Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы.
К. Д. Ушинский
Файзуллина Л. Г. ,
методист отдела по научно-методической работе