Ольга Николаевна
Консультация для родителей «Сюжетно-ролевые игры в жизни детей»
▼ Скачать + Заказать документы
**Сюжетно-ролевая игра в жизни ребёнка**
Игра всегда занимала и будет занимать важное место в жизни ребёнка. Многие считают игру просто развлечением, но это заблуждение. В процессе игры дети учатся анализировать, развивают своё воображение и мышление, а также получают множество других полезных навыков.
Существует несколько видов игровой деятельности: индивидуально-предметная, которая появляется в раннем возрасте от полугода до двух лет; предметно-подражательная, которая проявляется на втором году жизни; и сюжетно-ролевая. В этой статье мы сосредоточимся на сюжетно-ролевых играх.
Публикация «Консультация для родителей „Сюжетно-ролевые игры в жизни детей“» размещена в разделах
Что такое сюжетно-ролевые игры?
Сюжетно-ролевые игры — это игры, в которых дети принимают на себя определённые роли и действуют в соответствии с ними. Они могут следовать заранее заданному сюжету или создавать свой собственный. Это своего рода театральное представление, где дети вживаются в свои роли и ведут себя так, как представляют своего персонажа.
Когда ребёнок начинает использовать предметы не только по их прямому назначению, но и в соответствии с сюжетом игры, в его жизни появляются сюжетно-ролевые игры. В процессе игры у ребёнка возникает желание подражать взрослым, он учится взаимодействовать с другими детьми или взрослыми.
Изначально сюжетно-ролевая игра может проявляться в простом подражании взрослым. Ребёнок самостоятельно пылесосит, варит суп, укладывает игрушки спать или что-то ремонтирует. Со временем ребёнок начинает обыгрывать ситуации из своей жизни : «посещение больницы», «поход в магазин» и так далее.
На этом этапе в игру добавляется диалог между персонажами. Здесь очень важна помощь родителей. Если вы будете помогать ребёнку в игре, то к двум с половиной годам он уже сможет самостоятельно играть в сюжетно-ролевые игры со своими игрушками.
Далее игра усложняется за счёт появления сюжета — объединения нескольких ситуаций. Например, сюжетом может быть поездка на природу: сначала ребёнок соберёт необходимые вещи, затем сядет в транспорт, на месте распакует свои сумки, может взять удочку и порыбачить или сделать что-то ещё в этом духе. Дети начинают договариваться о правилах игры, развивается деловое общение. В возрасте 4-5 лет дети не только обыгрывают повседневные ситуации, но и добавляют в игру сюжеты из сказок, мультфильмов и книг.
Дети постарше легко включаются в сюжетно-ролевую игру, но даже это не означает, что взрослый может оставаться на заднем плане и пустить все на самотек. Если родитель не будет предоставлять ребенку новые ситуации для игры, то ребенок может остановиться в развитии и перестать проявлять самостоятельность. Проявление творчества и самостоятельности в сюжетно-ролевых играх показывает уровень развития мышления ребенка.
Для детей старшего дошкольного возраста игрушка имеет особое значение в развитии самостоятельной игры. Если малыши определяют сюжет игры через предметную обстановку, то старшие дошкольники самостоятельно создают предметно-игровую ситуацию, исходя из выбранной темы и плана игры. Они подчиняют её игровому замыслу.
Игра младших дошкольников в значительной степени опирается на игрушки и предметы, которые их заменяют. Основное требование к игрушке-заместителю — удобство для выполнения игровых действий и соразмерность с другим игровым материалом. Важно, чтобы такая игрушка в общих чертах напоминала изображаемый предмет. Например, куклу можно сделать из полотенца, если скатать его и надеть фартучек или бантик. Вместо тарелки можно предложить кружок картона.
При правильном руководстве игрой дети трёхлетнего возраста не только с удовольствием используют предложенные взрослым предметы-заместители, но и сами заранее выбирают и договариваются, что будет обозначать каждый предмет («Вот это кукла», «Это тарелка») или наделяют игрушку-заместитель ролью («Давай это будет папа, а это дочка»).
Дети 4-5 лет также осуществляют игровые действия с помощью игрушек, но они уже начинают использовать жесты, слова и определённое положение предметов или самих детей. В этом возрасте особое значение приобретают предметы-атрибуты: шапочки, фартуки, халаты, сумочки.
Необходимы игрушки, отражающие специфику орудийных действий в той или иной профессии. Врачу нужен халат, стол для приёма, палочка, обозначающая градусник или шприц, а также пациенты, которые терпеливо будут сносить заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы с легко снимающейся одеждой или голыши, завёрнутые в одеяло. У больных детей должны быть свои папы и мамы, чтобы создать полноценную игровую ситуацию.
Для ребёнка в возрасте 6–7 лет важно не просто выполнять игровые действия с игрушками и предметами, а общаться с теми, кто взял на себя другие роли, связанные с его ролью и смыслом сюжета игры. Это меняет требования к игрушкам и заставляет задуматься о том, какой она должна быть не только в игре, но и в реальной жизни.
Теперь это не только игры в семью, школу, больницу, но и другие сюжеты : покорение космоса, сбор урожая, строительство газопровода.
Таким образом, сюжетно-ролевые игры учат ребёнка согласовывать свои действия с другими участниками, примерять на себя разные роли и находить выходы из различных ситуаций. Играя в эти игры, ребёнок становится творческой и самостоятельной личностью, готовой к решению жизненных задач.