Оксана Жильцова
Консультация для родителей старшей группы «Поликультурное воспитание дошкольников»
МБДОУ –детский сад № 18 «Карусель»
Консультация
для родителей старшей группы
на тему:
«Поликультурное воспитание дошкольников»
Подготовила :
Воспитатель О. Н. Жильцова
г. о. Серпухов
Поликультурное воспитание дошкольников.
Публикация «Консультация для родителей старшей группы „Поликультурное воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
Я хочу начать со слов Дмитрия Сергеевича Лихачё ва: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Где и когда бы мы с вами не находились, нас всегда окружают люди разных национальностей. Ведь не случайно Конституция нашей страны начинается со слов: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле…». Исторически сложилось так, что Россия – родина разных народов, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии, отличающихся самобытностью культур и менталитетов. Могущество и сила Российского государства во многом обусловлены крепкой дружбой народов, населяющих ее. Мы никогда не забудем пример истинной дружбы и сплоченности, когда в годы Великой Отечественной войны весь многонациональный тогда советский народ встал на защиту своей Родины и отстоял ее свободу.
Целенаправленная работа по воспитанию толерантности у подрастающего поколения велась всегда. И наше время не является исключением. Понятия «патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл и огромное значение. Потому что уважение воспитанников к детям другой национальности, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем – вот одна их главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества.
Умение жить в ладу с другими нациями и народами закладывается в детстве, особенно в начальном звене это фундамент гражданского поведения личности.
Те, кто родился еще в СССР, помнят главную идею государства о единении наций. Дети 60-80-х годов с удовольствием переодевались на утренниках в национальные костюмы других республик, пели песни других народов, учили стихи и танцевали их национальные танцы. Вряд ли современные дети и молодежь – новое поколение – знают, что это такое. Но, как гласят законы истории, все начинания проходят свой виток, затем утрачиваются, а потом вновь становятся актуальными.
Человек изначально интересовался историей. И не важно, чья это история: история человека, государства, а может и всего мира. Ведь заглянуть в прошлое, поучиться опыту предков всегда необходимо. Можно почувствовать себя наследником великих нравов и обычаев. А для этого, прежде всего, нужно сохранять свои традиции, помнить свои национальные черты, самобытность народа и его духовность, историю, культуру. Именно через это мы учимся любить свою родину, свой родной город, все то, что оставили в дар наши предки.
У нас – общая история и общее будущее. Веками взаимопонимание и взаимопомощь людей разных культур были основой исторического развития нации. И мы с вами должны постоянно учиться и учить наших детей принимать друг друга такими, какие мы есть – независимо от национальности, вероисповедания, убеждения и обычаев. Учиться уважать друг друга и беречь межнациональное согласие в нашей стране. И пусть мы говорим на разных языках, но все вместе образуем единый многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле.
Поликультурное воспитание дошкольника – это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности:
• Это воспитание патриотических чувств, уважения к народным традициям, приобщению детей к ценностям родной музыкальной культуры.
• Это возникновение у детей желания: знакомиться с русским народным творчеством (песни, танцы, хороводы, игры, сказки, с народным костюмом; играть на русских народных инструментах (деревянные ложки, трещотки, колокольчики, бубенцы и др.).
• Это развивать умение выразительно двигаться, говорить, петь, подражать, изображать действия героя, инсценировать прибаутки, потешки, дразнилки, колыбельные песни, сказки.
Поликультурное образование в условиях детского сада включает несколько этапов работы: первый этап мы назвали «Я и мой дом», который включает несколько тем:
Я – человек, моя семья, мои родственники, мои друзья, мой детский сад. Детский сад и семья тесно связаны и имеют общие цели и задачи по воспитанию дошкольников : любовь и уважение к членам семьи, своим друзьям, уважение к окружающим взрослым. Поэтому на этом этапе проводятся следующие мероприятия: игры детей, образовательная деятельность с детьми, совместные с родителями праздники и развлечения ( например: «Новый год», «23 февраля», «8 марта» и др., мастер – классы, изготовление поделок на выставки и конкурсы, подарки родителям.
Второй этап «Серпухов - наш город родной», включающий такие темы как: мой двор, моя улица, история Серпухова, достопримечательности города, знаменитые люди Серпухова. Это конечно образовательная и игровая деятельность, экскурсии по городу: в городской парк-Питомник, в Музейно-выставочный центр, на почту, на железнодорожный вокзал и т. д.
Следующий этап нашей работы по поликультурному воспитанию «Моя страна» и соответствующие ей темы: далёкое прошлое наших предков, государственность, достопримечательности, знакомство с Москвой, декоративно прикладное искусство, музыка, знакомство с народными инструментами, танцы, игры, литература; культура, быт и традиции русского народа, народов Украины, Белоруссии, Казахстана и других национальностей. Мероприятия этого этапа: образовательная и игровая деятельность, праздники и развлечения характерные для нашей страны: «Новый год», «Рождество», «Масленица», «Пасха», «День Победы», создание мини – музея «Культура и искусство ближних стран». Педагогами разработаны и сделаны макеты: «Макет украинской деревни», «Макет казахского аула», «Макет народов Севера», «Макет белорусского селенья». В музее размещен дидактический материал по теме «Национальные костюмы ближнего зарубежья», а также представлен наглядный материал – куклы в национальных и народные куклы, сделанные своими руками.
Четвёртый этап – «Мир, в котором мы живём», а также изучение английского языка и знакомство с Англией и Великобританией.
И своё выступление хочу закончить такими словами:
Вместе живут на огромной планете
Разные взрослые, разные дети.
Внешностью разные и цветом кожи,
Но, безусловно, мы в чём - то похожи!