Елена Райкина
Консультация для родителей «Сенсорное воспитание и его значение в умственном развитии ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
и его значение в умственном развитии ребенка.
Сенсорное воспитание – означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений).
Темочки:
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания ребенка. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувствительный опыт.
На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточно богатства и разнообразия внешних впечатлений, развития внимания к свойствам предметов. Необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно эти свойства приобретают для малыша определенное значение («маленькое» - это то, что можно схватить одной рукой, «круглое» - то, что хватается всей ладошкой, «квадратное» - то, что хватается пальцами, охватывая предмет с двух сторон).
Сенсорное воспитание в этот период – основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым для развития органов чувств, а также общего физического и психического развития. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений, младенцы испытывают «сенсорный голод» ведущий к значительной задержке общего развития ребенка.
На втором году жизни задачи сенсорного воспитания усложняются. Ребенок накапливает представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. Знакомить ребенка нужно с различными свойствами предметов (жесткий, мягкий, холодный, горячий). Добиваться, чтобы дети понимали слова «форма», «цвет», «такой же».
На третьем году жизни дети могут выполнять элементарные продуктивные действия – выкладывать мозаики, наносить кистью цветовые пятна, складывать простейшие предметы из строительного материала. Обучая малышей выполнять простейшие задания, необходимо добиваться того, чтобы ребенок усвоил, что форма, величина, цвет – постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий.
Чтобы развивать сенсорные способности, поиграйте с ним дома.
Дидактическая игра «Поручения»
Цель игры: Обучать ребенка различать и называть игрушки, а также видеть их основные качества (цвет, размер, форму, развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи.
Материал: большие и маленькие собачки или медвежата, красные и синие мячи, большая и маленькая чашка.
Ход игры: взрослый показывает ребенку игрушки, предлагает назвать их, рассказать какого они цвета, размера, формы, затем дает ребенку задания: большую собачку напои из большой чашки (если ребенок ошибается собака «рычит» или отворачивается); поставь машинку рядом с большими мячиками; посади маленькую собачку на ковер; большую собачку посади рядом с маленькой и т. д.
В конце занятия взрослый просит ребенка помочь ему убрать игрушки, спрашивает: - «Где храниться посуда?», «Куда нужно поставить машинку?».
Необходимо следить за правильным использованием в речи ребенка глаголов, поставить, посадить…
Дидактическая игра
«Большие и маленькие»
Цель игры: Научить ребенка чередовать предметы по величине.
Материал: четыре большие бусины (диаметр 2 мм) и 4 маленькие бусины (диаметр 1 мм). Все бусины одинакового цвета, формы. Леска, коробочка, кукла.
Ход игры: взрослый показывает ребенку куклу, говорит, что она пришла малышу в гости и что-то принесла в коробочке. Взрослый сажает куклу на стол и открывает коробочку, показывает ребенку, что там лежат бусины и шнур (леска). Сказав, что кукла просит сделать для нее красивые бусы, взрослый обращает внимание ребенка на то, что бусы можно нанизывать по-разному. Сначала взрослый берет большую бусину и нанизывает ее на леску, затем маленькую, потом снова большую. Взрослый предлагает ребенку собрать для куклы бусы, нанизывая поочередно большие и меленькие бусины. Затем кукле показывают, какие получились бусы. Если чередовать бусы наоборот, то нанизывают сначала маленькую, затем большую. Ребенку труднее справится с заданием потому, что его в первую очередь привлекают большие бусины. Можно давать для нанизывания детям и другие предметы катушки, кольца, пирамидки и т. д.