Алина Порфирьева
Консультация для родителей «Роль загадки в воспитании ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Развлекать ребенка можно и нужно с пользой. Один из самых известных способов, не теряющий своей актуальности, – обычные загадки. Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей. Ушинский в книге «Родное слово» говорил, что загадка «доставляет уму ребенка полезное упражнение». Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь; припоминать увиденное, сравнивать; сопоставлять явления, мысленно расчленять; выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное.
Публикация «Консультация для родителей „Роль загадки в воспитании ребенка“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Загадки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Это значит, что загадки развивают логику, память, словарный запас ребенка, смекалку, фантазию, сообразительность.
Постоянно используйте их в игре с ребенком. Во-первых, детям нравится отгадывать загадки. Во-вторых, вы добьетесь хороших результатов:
- Загадки усмирят непоседу.
- Улучшат настроение и вызывают радость.
- Научат мыслить нестандартно, оттачивать и дисциплинировать ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству; развивать способность к анализу, обобщению; формировать умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
- Помогут познавать окружающий мир.
- Развивать находчивость, сообразительность, быстроту реакции, самостоятельность.
Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу.
Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме.
Отгадать загадку – значит, найти решение задачи, ответить на вопрос, то есть совершить сложную мыслительную операцию.
Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован, и способы шифровки - различны. От способа шифровки зависит тип логической задачи, ее сложность, а следовательно, и характер умственной операции, которую предстоит совершить отгадывающему.
Хитрые советы для родителей.
- Совмещайте их с повседневными делами (на природе – о цветах и животных, дома – о предметах быта).
- Подбирайте задания соответственно возрасту и уровню знаний, старайтесь не подсказывать малышу – пусть сам находит ответы.
- Если ребенку слишком легко – выбирайте загадки посложнее.
Варианты загадывания :
- Взрослый читает вслух, а ребенок отгадывает.
- Можно заранее подготовить картинки с отгадками. Выдавайте их малышу, читайте подряд несколько загадок. Он должен отгадать, к какой из них относится картинка-отгадка.
- Если детей двое или больше, устройте домашнюю викторину. Поочередно читайте загадки, кто больше отгадает – тому маленький приз (шоколадная медаль). Остальным участникам - поощрение в виде конфеток.
Примеры загадок для детей от 3 до 7 лет.
Загадки для детей 3-4 лет.
Для самых маленьких будут интересны короткие и простые задачки. Они должны описывать предметы и явления, которые малыш знает по сказкам, видел в мультиках и книжках.
Собака:
Гавкает, кусает и в дом не пускает.
Козел:
С бородой родился, он никогда не брился.
Волк:
В зимний день холодный
Серый, злой и голодный.
Корова:
Голодная – мукает, сытая – жует, деткам молочка дает.
Свинья:
Хвост – крючком, нос – пятачком.
Яблоко:
На дереве висит зеленым, а падает - красным.
Картошка:
Меня чистят, режут, трут, жарят, варят и пекут.
Морковь:
Сидит Красная девица в темнице,
А коса на улице.
Листья:
Весной вырастают,
А осенью опадают.
Дождь:
Меня ждут – не дождутся,
А как увидят – разбегутся.
Подушка:
Набита - пухом, лежит - под ухом.
Небо:
Выше леса, выше гор расстилается ковер.
Он раскинут над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий, то он ярко-голубой.
Для дошкольников 5-6 лет.
Это уже более сложные загадки Хорошо, если они в стихотворной форме.
Рифмованные задания развивают внимательность и усидчивость. Дошкольники 5-6 лет знают уже намного больше, разбираются в мире животных, растениях, природных явлениях, транспорте, бытовой технике и многом другом.
Животные:
* * *
Хвост коротенький,
Длинные ушки,
А в шкафу у него –
Две разные шубки.
Летом одевает серую,
А зимой – теплую белую (Заяц).
* * *
В темном лесу живет,
К пушистому хвосту – рыжая шубка идет,
Ей на месте не сидится,
А зовут ее – … (Лисица).
* * *
Вот хорошая задумка –
На животик вешать сумку!
Можно в ней носить детей,
И скакать среди степей (Кенгуру).
* * *
Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины
И плотину (Бобры).
* * *
Возле дуба сильным рылом
Деловито землю рыл он (Кабан).
* * *
В реках Африки живет
Злой зеленый пароход (Крокодил!
* * *
Я скачу по лужам важно.
Там живу, где очень влажно.
Посмотрите, какова –
Вся зеленая, ква-ква (Лягушка!
* * *
До чего большая кошка!
Поиграть бы с ней немножко.
Но мне стало не до игр,
Как узнал, что это… (Тигр).
Растения:
* * *
Под теплым дождиком родился,
Зонтиком большим накрылся,
Ножка у меня одна –
А сапога не имею,
Хоть отсутствует голова,
Шляпкой я владею (Гриб).
* * *
Солнышко в траве росло,
Улыбнулось, расцвело,
Потом стало белым-белым,
И за ветром улетело (Одуванчик).
* * *
Цветок из-под снега проснулся от сна,
И всех зовет – “Пришла весна!” (Подснежник).
* * *
Белая кора, тоненькие ветки,
Что ж за дерево такое, угадайте, детки (Береза!
Времена года:
* * *
Зреют вишни в саду,
Клубника – в лесу.
Яркое солнце, везде жара,
Кругом цветы, что за пора (Лето?
* * *
В саду и лесу блуждает,
С деревьев листья срывает,
Птиц в теплые края отправляет,
На полях урожай собирает (Осень).
Предметы:
* * *
Идет лет двести,
Стоит на месте,
Считает людской век,
Но – не человек (Часы).
* * *
Всегда холодно в нем,
А продуктов – полон дом,
День и ночь – бурчит,
В животе мороз хранит (Холодильник).
* * *
Знаю я его давно -
Стеклянное, но не окно,
Отразит то, что покажу,
Улыбнусь ему и подмигну (Зеркало).
Так, систематическое обращение к загадке приближает ребенка к пониманию народной литературной речи, обеспечивает наиболее быстрое мыслительное, речевое и художественное развитие ребенка.