Ольга Сидорова
Консультация для родителей «Роль взрослых в нравственном воспитании детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль взрослых в нравственном воспитании детей».
Если спросить любого человека (будь то мать, отец, хочет ли он, чтобы мы воспитывали счастливого ребенка, вероятно, он сначала удивится, а потом ответит утвердительно.
Какими же нравственными качествами должен обладать ребенок, чтобы чувствовать себя счастливым? И можно ли на самом деле посредством педагогических воздействий способствовать формированию счастливой личности?
Темочки:
Можно выделить много качеств, которые составят образ счастливого ребенка. Счастливый ребенок уверен в себе, он легко и с удовольствием, открыто и доверчиво общается с людьми - взрослыми и детьми. Он оптимистичен, все воспринимает с радостью. Он любознателен и т. д. Но воспитать такого ребенка можно, если и родители, проникнутся глубоким уважением к личности малыша и научат его очень важному: чувству собственного достоинства и умению жить среди людей.
Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, к природе, к самому себе. С точки зрения гуманизма это отношение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте - эмпатии. Исследования показывают, что все эти проявления могут формироваться у детей уже в дошкольном возрасте. В основе их формирования лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.
Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего возраста. Главное - проявлять по отношению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности к людям (улыбнулся, отдал игрушку, обучать способам выражения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться и т. д.). Нельзя разрешать ребенку проявлять недоброжелательность по отношению к взрослым и детям и тем более подкреплять эти действия положительной оценкой (малыш бьет маму по лицу, а та радуется и смеется). Ребенок очень восприимчив в этом возрасте к оценке взрослого, он как бы «прощупывает» правильность своего поведения через эту оценку и быстро усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что - отрицательную. В младшем дошкольном возрасте важно, чтобы социальный опыт ребенка пополнился множеством единичных положительных поступков. Ребенок еще не способен самостоятельно сделать обобщение, но постепенно благодаря оценкам взрослых начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо. Итак, ведущими методами воспитания гуманного отношения к людям и природе у детей младшего возраста являются пример взрослых и организация ситуаций, в которых ребенок упражняется в положительном поведении. Эффект названных методов усиливается оценкой взрослых и их похвалой. Средствами воспитания гуманных отношений в младшем дошкольном возрасте являются сам взрослый как носитель положительного способа поведения, а также произведения фольклора - песенки, потешки, сказки.
Гуманизм, как и всякое другое нравственное качество, может проявляться только по отношению к другим. Иначе в нем, в этом качестве, нет смысла. Человек живет среди людей, и его нравственность проявляется только во взаимоотношениях с ними и ради них. Этим нравственность отличается от других сторон личности. Например, человек может быть очень образованным, много знать, многое уметь. Этот багаж полезен ему самому, удовлетворяет его потребность в познании. Интеллектуальное развитие человека «замыкается» на нем самом и может продолжаться бесконечно. Но вот у человека возникает потребность поделиться своими знаниями. И он получает удовлетворение от того, что кому-то пригодились его познания, у него рождается желание узнать еще больше, чтобы и этим поделиться с другими. Человек не может жить, развиваться вне человеческого общества. При этом он не только «функционирует» рядом с другими людьми. Для его собственного развития и расцвета личности ему нужно, чтобы это были взаимоотношения. Положительные, доброжелательные, коллективные взаимоотношения. Поэтому, когда сегодня появляются сомнения, нужно ли воспитывать коллективные взаимоотношения между детьми, а в каждом - коллективизм как качество личности, тем самым ставится под сомнение процесс нормальной социализации личности. Однако проблема воспитания коллективизма содержит серьезные противоречия, которые при неправильном их разрешении, действительно, могут неоднозначно повлиять на развивающуюся личность ребенка. Сущность противоречий заключается в том, что коллектив может подавлять личность. С другой стороны, если личность не учитывает интересы коллектива, то ее индивидуальность может развиваться, но будут возникать конфликтные ситуации. Понятия «коллектив взрослых» и «детский коллектив» нетождественны. И дело не только в возрасте участников, но и в функции, которую выполняет коллектив. Главная и единственная функция детского коллектива - воспитывающая функция : дети включаются в деятельность, которая по своей цели, содержанию и формам организации направлена на формирование личности каждого из них.
Дошкольный возраст следует рассматривать как первый, базовый этап формирования коллективизма. Через общение ребенок познает социальный мир, осваивает и присваивает социальный опыт, получает информацию и приобретает практику взаимодействия, сопереживания, взаимовлияния. В работе с детьми 3-4 лет воспитывается самостоятельность, которая должна проявляться в самоуправлении.
Взаимопомощь и отзывчивость являются значимыми характеристиками коллективных взаимоотношений. У детей четвертого года жизни отчетливо проявляются попытки оказывать друг другу помощь в самообслуживании, так как именно этим видом труда ребенок в этом возрасте активно овладевает и, чему-либо научившись, стремится реализовать свои умения в качестве обучающего (своеобразная форма самоутверждения).
Качественной характеристикой уровня развития любого коллектива являются наличие общественного мнения и его направленность. Складывающееся в коллективе мнение в значительной степени зависит от уровня социальной зрелости, от адекватного отражения в сознании коллектива и каждого члена подлинно общественных интересов. Общественное мнение обладает большим потенциалом педагогического воздействия, суть которого связана с тем, что человек, как существо общественное, зависим от социального окружения, от людей, среди которых он живет. Как отмечал В. Г. Белинский, «создает человека природа, но развивает и образует его общество». Человеку не может быть безразлично, что о нем думают окружающие, соответствуют ли его поступки принятым нормам. Детские взаимоотношения регулируются нравственными правилами и нормами. Знание правил поведения и взаимоотношений облегчает ребенку процесс вхождения в мир себе подобных, в мир людей. Правила служат определенными опорами и ориентирами в человеческих взаимоотношениях.