Илона Руднева
Консультация для родителей «Роль фольклорных произведений в младенческом возрасте ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты: когда его укладывают спать (колыбельная, когда купают, когда эмоционально общаются в моменты бодрствования. Особое значение малые фольклорные формы имеют в ходе занятий, на которых ставятся обучающие задачи.
Публикация «Консультация для родителей „Роль фольклорных произведений в младенческом возрасте ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Художественное слово народного поэтического творчества сопутствует ребенку значительно раньше того, как он учится держать в руках предметы, перелистывать страницы книги, рассматривать картинки. В ранний период жизни полезно читать ребенку напевные короткие, но интонационно выразительные произведения. Вопросительно-радостная интонация хорошо передается в потешке «Ладушки»:
Ладушки-ладушки!
Где были?
У бабушки!
Что ели ели?
Кашку!
Взрослый читает произведения, передающие веселое настроение:
Чики, чики, кички!
Березовые лычки!
летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели!
Как они садились!
Все люди дивились!
Для занятий в раннем возрасте полезны произведения, которые содержат звукоподражания музыкальным инструментам, например дудочке (ой, ду-ду-ду-ду, свирели (ай, люли-люли-люли, колокольчику (тили-бом, тили-бом, гуслям (трень-брень) и т. д. Читают их напевно.
Пошел котик во лесок,
Нашел котик поясок,
Нарядился,
Воротился,
Стал он люлечку качать:
«Баю-бай, баю-бай,
засыпай»
Подражательная способность ребенка интенсивно развивается и оказывает положительное воздействие не только на овладение речевыми звуками, но и более высокий уровень эмоционального общения со взрослыми.
Малые фольклорные формы (песенки, потешки, стишки, поговорки) – прекрасный речевой материал, на основе которого у ребенка в самом раннем возрасте начинает отрабатываться понимание текста. Возникает ситуативная связь между смысловым общим содержанием произведения и конкретным действием, которое отражает его.
Если ребенку неоднократно прочитывать одни и те же поэтические строки, сочетающиеся с определенной ситуацией, то он усваивает их общую смысловую направленность:
Баю-баю-баиньки
В огороде заиньки!
Баю-баю-баюшки,
Не ложись на краешке!
Баю-баю-бай!
Ты, собачка не лай!
Баю-баюшки-баю,
Баю деточку мою.
Народные произведения рассчитаны также и на такой эмоциональный прием, как обращение к ребенку по имени.
Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли есть,
Или Сашеньке снесть?
И я сам укушу,
Да и Сашеньке снесу.
Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, утверждает его личность, уважение к нему. Народное поэтическое слово, предназначенное маленьким, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить детям любовь, заботу, нежность.
Некоторые потешки для детей:
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки алели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Дождик, дождик, веселей!
Лей, лей, не жалей!
На деток – по ложке,
На медведя – по плошке,
А на Бабу-Ягу
Лей по целому ведру!