Дадаева Татьяна
Консультация для родителей «Родительские директивы»
Родительские директивы
Мало кто задумывается над тем, какие изменения психики ребенка способны
вызвать некоторые родительские фразы : «Горе ты мое!», «Глаза бы мои
тебя не видели!», За что мне такое наказание!», «Пора бы уже стать
самостоятельным, что ты ведешь себя как маленький!», «Неумеха!»,
«Лентяй!»
Продолжать можно еще долго, перечень обвиняющих фраз очень велик.
Человек рано или поздно привыкает ко всему, и с возрастом принимать
всерьез что-то сказанное в приступе родительского гнева. Пусть со временем
Публикация «Консультация для родителей „Родительские директивы“» размещена в разделах
все нотацию потихоньку забываются, но для детского подсознания ни одна
не проходит бесследно.
Первооткрывателями этого прискорбного явления являются американские
психологи Роберт и Мери Гоулдинг, которые назвали скрытые негативные
послания «родительскими директивами».
На самом деле таких директивов много, но существует 11 основных типов.
Первая, и самая жесткая директива- «Как много проблем ты нам принес, появившись на свет», «Когда ты родился нам пришлось очень трудно», «Никто нам не помогал с твоим воспитанием», «мы работали, а тебя надо было кормить и водить в детский сад», «Если бы не твое рождение, мама смогла бы стать хорошей актрисой», «Мне не нужен такой не послушный ребенок!»? Что «слышит» ребенок, когда ему говорят: «Уйди с глаз с моих, одни проблемы с тобой». Дети все воспринимают буквально, и он бессознательно решает: «Мама не хочет меня видеть. Лучше бы я умер, это избавит от всех проблем». Как можно умереть, ребенок еще не знает, но мамино приказание нужно
выполнять. Поэтому для него выходом из сложной ситуации могут стать частые травмы, которые с ним происходят «случайно». Вот откуда берутся постоянно рваные штаны и разбитые детские коленки, а так же ссадины и царапины.
Хроническая вина «Я мешаю маме, я ей что-то должен» приводит к тому,
что ребенок не может нормально приспособиться к жизни. Ощущение своей
«нехорошести», стремление доказывать себе, что я «есть» ,я что-то значу»
толкают ребенка на хулиганское поведение вне дома. Хотя дома такие
запутавшиеся дети обычно ведут себя тише воды,ниже травы.
Вторая директива- «Не будь ребенком»
«Что ты ведешь себя, как маленький», «Ты уже большая, чтобы так
поступать»
Человек,слышавший эти слова от родителей, в детстве все время
пытается «подрасти». А, став взрослым, никак не может научиться
полноценно отдыхать и расслабляться, так как чувствует вину за свои
«детские» желания и потребности. Ко всему прочему, у такого человека
стоит жесткий барьер в общении с детьми. Своими или чужими, неважно.
Разделять их интересы и жить одной с ними жизнью такой человек не умеет.
Ему проще вовлекать ребенка в свою взрослую жизнь, передавая тому
директиву «не будь ребенком».
Третья директива- «Не расти»,«Детство – самая счастливая пора жизни, не торопись взрослеть»,«Играй, пока маленький, вот подрастешь»
Ребенок решает, что родители не будут его любить, если он подрастет.
«Ладно, я останусь маленьким и беспомощным, если этого так хочет мама».
Это решение часто появляется потом в голосе, манерах поведения,
движениях. Такой человек действительно кажется совсем маленьким. Он не
умеет поддерживать отношения с теми, кто ему нравится («мама этого не
одобрит»). Боится заниматься любимым делом, завести собственную семью.
Четвертая директива -«Не думай»,«Не умничай», «Не рассуждай, а делай», «Подумай лучше о том, что я тебе говорю», «Много думать вредно».
Те, кто получил такую директиву, часто испытывают мучительное чувство
«пустоты в голове», когда им надо решить какую-то проблему, их
преследуют головные боли, делающие сам процесс мышления невозможным,
испытывают недоверие к результатам своего умственного труда, часто
совершают необдуманные поступки, оставляющие у них чувство
недоумения: «Как я мог такое совершить»?
Пятая директива -
«Не дрожи от холода, ты же мужчина», «Не сахарный- не растаешь»,
«Большие мальчики не плачут», «Как ты можешь бояться собаку, она не
кусается», «Потерпи, не показывай свою боль».
Ребенок думает, что показывать эмоции - это плохо, чувствовать –нельзя. И
перестает чувствовать. В силу своей низкой чувствительности такие люди
нередко могут оказаться жертвами несчастного случая, склонны запускать
болезни.
Шестая директива-
«Мы сами не могли получить высшее образование, но отказываем себе
во всем только ради того, чтобы ты закончила институт», «Не делай
этого, у тебя ничего не получится, и тебе будет плохо».
Ребенок под влиянием этой директивы обычно хорошо учится в школе и
старательно выполняет все задания, однако в критический момент экзаменов
почему-то заболевает или не может решить задачу. Став взрослым, такой человек с отчаянием замечает, что его как бы преследует злой рок. Все, во что он вкладывает силы, неожиданно «лопается» по не зависящим от него обстоятельствам. Он никак не может завершить начатое.
Седьмая директива - «Не будь лидером»,«Не высовывайся», «Будь как все», «Не лезь».
Выросшие дети, получив эту директиву пожизненно ходят в подчиненных
как на работе, так и дома. И даже если они достигают какого-то положения в
обществе, то все равно не в состоянии взять на себя ответственность в той
или иной ситуации.
Восьмая директива - «Ты у меня такой застенчивый, такой трудный», «Ты не такой, как все». Смысл этой директивы можно расшифровать таким образом: «Не принадлежи никому, кроме меня, ведь ты - исключительный». Человек,
подчиняющийся этому приказу, чувствует себя чужим среди людей, и
поэтому другие часто несправедливо считают его нелюдимым и замкнутым.
Чувство «отдельно от всех» всегда будет тянуть этого человека в
родительскую семью, так как среди прочих людей ему «холодно и одиноко».
Девятая директива - «Никому не доверяй, все люди обманщики», «Верь только
мне»(родителю)».
Получив эту директиву, ребенок делает вывод, что весь мир опасен, и
никому нельзя доверять. Принося подобные решения во взрослую жизнь, такую жизнь, такой человек может постоянно подозревать окружающих его людей предательстве. У него будут трудности в эмоциональных отношениях. Нередка для него и роль "Жертвы», которую противоположный пол постоянно обманывает и бросает.
Десятая директива - «Не делай сам, это опасно. Подожди меня», Подожди, не делай этого, Обдумай хорошенько, а вдруг.».
Ребенок начинает бояться принимать какие – либо решения самостоятельно
Не зная, что безопасно, а что делать никак нельзя, он испытывает трудности в
начале каждого нового дела.
Одиннадцатая директива - «Будь похожим на.», «Почему твой друг может, а ты нет?», «Стремись к идеалу».
Ребенок станет постоянно в себе сомневаться, и завидовать другим людям.
Более удачливым, более сильным, хватким. Так сказать, идеальным людям.
Результат понятен- комплексы неполноценности, постоянное
неудовлетворение собой. Он все время хочет быть похожим на кого –то
другого, слишком критичен к себе. Живет в состоянии мучительного
внутреннего конфликта.
Просто постарайтесь быть не столь категоричными в своих требованиях к
ребенку. Дайте ему понять, что вы оба не роботы, и можете чувствовать,
делать и ошибаться.
Успехов вам и счастья вашим детям!