Приложение МААМ

Консультация для родителей «Рисование с детьми с РАС посредством нетрадиционных техник»

Наталья Апакина
Консультация для родителей «Рисование с детьми с РАС посредством нетрадиционных техник»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей :

«Рисование с детьми с РАС посредством нетрадиционных техник»

Подготовила воспитатель

высшей квалификационной категории

МАОУ «Гимназия № 1» ДО 12

Апакина Наталья Юрьевна

Г. о. Балашиха

Рисование с детьми с РАС посредством нетрадиционных техник

Публикация «Консультация для родителей „Рисование с детьми с РАС посредством нетрадиционных техник“» размещена в разделах

Изобразительная деятельность является хорошим средством для установления контакта между взрослым и ребенком, а так же средством определенной коррекции недостатков интеллектуального и эмоционального развития детей.

Очень помогает при обучении детей с расстройством аутистического спектра совместная работа — взрослый и ребенок. Только налаженный контакт способствует продуктивной деятельности.

Совместное рисование – это особый игровой метод, в ходе которого взрослый вместе с ребенком рисует различные предметы, разнообразные сюжеты из мира людей и природы. Такое рисование обязательно сопровождается эмоциональным комментарием.

Можно говорить о том, что в данном случае имеет место особый метод обучения, а не рисование как вид продуктивной деятельности самого ребенка.

Использование совместного рисования в занятиях возможно после того, как налажен эмоциональный контакт между аутичным ребенком и взрослым.

Цель:

Помочь в социальной адаптации детей с РАС и аутизмом через занятия по ознакомлению с нетрадиционными техниками изобразительного искусства.

Задачи:

- формирование привычки изобразительной деятельности;

- формирование восприятия, сенсорное воспитание детей;

- формирования представлений о предметах и явлениях;

- знакомство с окружающим миром;

- речевое развитие;

- предоставить возможность выбора различных материалов;

- развитие мелкой моторики руки, тактильного восприятия, зрительно – моторной координации;

- усвоение приёмов и навыков изобразительной деятельности;

Планируемые результаты:

- проявляет интерес к изобразительной деятельности;

- установление контакта между взрослым и ребёнком;

- использует различные техники и способы создания изображения;

- обогащение представлений об окружающем.

Эти подходы помогают детям в развитии личностного потенциала, творческих способностей, мелкой моторики, самостоятельности.

Совместное рисование при аутизме

Процесс рисования не должен быть превращен в обучение (здесь ручки, ниже должны находиться ножки, солнышко на небе вот тут и т. д.)

Рисование с ребенком с РАС - это совместное творчество и важно, чтобы оно было действительно совместным. Лучше всего начинать с того, что мы рисуем какую-то красоту. И «каляки-маляки» – это тоже красота. Мы рисуем, мы смотрим и восторгаемся, обмениваемся положительными эмоциями и впечатлениями, что у нас получилось. И вот это чувство, что я нарисовал, это нравится маме, чувство, что ребенок уверен и чувство радости намного важнее для ребенка с РАС, чем способность рисовать для всей его жизни, а через рисование «каляки –маляки» - это можно формировать.

Если ребенок на более продвинутом уровне, можно рисовать картинку по очереди, родитель что-то нарисовал, передает инструмент и рисунок ребенку.

Взаимозависимая деятельность - это здорово, когда 1 кисть или карандаш и один участник действия зависит от другого.

Здорово, когда ребенок готов к параллельной работе. Параллельное рисование - это когда ребенок смотрит на то, что мы демонстрируем,а мы медленно ему показываем, и он пытается повторить за нами.

Нужно помнить:

1. Демонстрируем очень медленно

2. Не используем речь и инструкции, потому что мы хотим, чтобы он сам научился, а не потому, что мы ему сказали

3. Используем «переходы» (киваем - это сделали, это сделали, а теперь)

В конце работы не забываем восхищаться творчеством. Например: у тебя какая красота и у меня какая красота… В работе используются основной принцип изотерапии: снятие оценочности.

Одним из видов самовыражения для детей с расстройством аутистического спектра является рисование под музыку. Предварительно дети могут многократно прослушать музыку и только после этого им можно предложить рисовать. Замечено, что рисование под музыку постепенно изменяет цветовую гамму, в рисунках детей появляются светлые тона, более яркие краски.

Рисование нетрадиционными техниками в коррекционной работе с детьми с РАС

Рассмотрим основные из используемых нами техник рисования.

Всегда используем принцип работы «от простого к сложному».

Несколько слов о видах кистей и материалах в рисовании нетрадиционными и традиционными способами. Кисти бывают плоские и с округлым концом, разного размера. непрактичны при работе с гуашью. Кисти синтетика – долговечны, хороши при использовании акриловых красок и гуаши. Существуют кисти из натуральных материалов (белка,пони,коза,собака). Данные кисти часто имеют длинный ворс и они мягкие, упругие и ими прекрасно работать вязким материалом. Кисти щетина подходят при работе с гуашью, акриловыми красками и для создания определенных эффектов нетрадиционного рисования. Нужно уметь ухаживать за кистями.

Также в нетрадиционном рисовании часто используются самые невероятные предметы для создания определенных эффектов, даже продукты (яблоки, капуста в создании оттисков, скомканная бумага, срез определенного необычного предмета и т. п.)

Еще раз напомню о примерной последовательности в рисовании в общем и рисовании нетрадиционными способами :

1. Начинаем рисовать совместно с «каляк-маляк», создаем благоприятную атмосферу, вызываем и закрепляем правильную реакцию.

2. Обозначаем образ изображения - продолжаем выходить за контур и создавать благоприятную атмосферу, вызывать и закреплять правильную реакцию.

3. Нарабатываем привычку регулярно рисовать.

4. Начинаем конкретнее работать над образом изображения, увеличиваем требования

Изображение «Ягода-клубника» (работаем над тем, чтобы ребенок начинал соблюдать контур).Сначала лепим «колбаску» из пластилина и раскрашиваем пространство внутри, потом переходим на четкий толстый черный контур, далее, когда ребенок будет готов, на слабый серый тонкий вокруг изображения.

5. Продолжаем работать над контуром и нарабатывать графические навыки рисования карандашом. Используем трафаретное рисование и пробуем различные материалы, разной мягкости (фломастер, восковой мелок, цветной карандаш, графитные карандаши разной мягкости). Используем простой трафарет «Круги» разных диаметров и играем с величиной от большего к меньшему, можно цветами (темный-светлый, холодный-теплый, и разными оттенками, конечно постоянно проговаривая и после того, как ребенок выполнит заданное, не забываем о поощрении, предоставляем возможность расслабиться и нарисовать, может быть, совместно «каляки- маляки» ,подкрепить благоприятное впечатление от совместных занятий.

Далее конкретнее поговорим о некоторых возможных способах нетрадиционного рисования :

1. Тампование кусочком поролона (можно использовать в организации фона, облаков и т. д.)

2. Рисование на «крафт-бумаге» сухими материалами простых сюжетов. Бумага рыхлая, позволяет растирать пальцами большие пространства.

3. Использование фигурных штампиков

4. Рисование пальчиковыми красками, если позволит ребенок при отсутствии гиперчувствительности.

5. Тампование скомканным кусочком бумаги+растирание фона поролоном

6. Техника «Акварель + восковые мелки». Композиция «Дерево». Последовательность: имитируем восковыми мелками ствол и рисуем ветви деревьев, по стволу наносим акварельную краску иного коричневого оттенка нежели были восковые мелки. Создаем композицию «по-сухому» рисуем траву и способом «тампование поролоном» рисуем крону

7. Рисование «по-сухому» кистью-щетиной. Часто используется для имитации травы в композиции, шерсти животных, кроны деревьев.

8. Оттиск ватными палочками

9. Трафаретное рисование с образами животных, видами транспорта и т. д.

10. «Тычок» кистью щетина. Часто ребенку бывает трудно заполнить изображение традиционным способом не выходя за контур. Способ «Тычка» помогает заполнить форму часто не выходя за контур.

11. Смешанные техники «Тычок+трафаретное рисование+ рисование по-сухому»

12. Трафаретное рисование»Сказкотерапия» или сюжетная композиция

13. Рисование на «крафт» бумаге в смешанной технике «Масляная пастель+ сухая пастель»

14. Силуэтное рисование

15. Рисование «по-сырому»

16. Рисование в смешанной технике «Акварель+восковые мелки+гуашь»

По мере погружения детей с РАС в коррекционно-развивающую среду с использованием элементов арт-терапии могут происходить некоторые изменения:

- дети активнее вступают в контакт;

- снижается уровень страхов, агрессивности, тревожности;

-повышается интерес к совместной деятельности, познавательная активность, самостоятельность;

- расширяется диапазон способов взаимодействия с предметами, материалами, которые применяют в изобразительной деятельности, улучшается координация рук, мелкая моторика;

- постепенно снижается уровень поведенческих стереотипов;

- дети приобретают некоторые навыки элементарных правил поведения.

Занятия часто дают положительный эффект в работе с аутичными детьми.

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Формирование представления о цвете у детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияФормирование представления о цвете у детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Дошкольное детство – чудесный период для каждого ребенка. Именно в этом возрасте он представляет собой маленького исследователя, с радостью.

Использование нетрадиционных техник рисования с детьми трёх лет. Рисование по трафарету «Свеча»Использование нетрадиционных техник рисования с детьми трёх лет. Рисование по трафарету «Свеча» Вновь сегодня загорятся праздничные свечи, Пожелаем МИРА всем в этот зимний вечер! Такими словами начала я занятие с самыми маленькими.

Консультация для родителей по использованию нетрадиционных техник рисования «Все дети талантливы от природы»Консультация для родителей по использованию нетрадиционных техник рисования «Все дети талантливы от природы» Нашу консультацию уважаемые родители мне хочется начать с фразы - «Все дети талантливы». Это утверждение, не только моё. По наследству.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Рисование с детьми с РАС посредством нетрадиционных техник»
Опубликовано: 21 ноября 2024 в 07:53
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Рисование с детьми с РАС посредством нетрадиционных техник»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Апакина (УИ 486370) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД