Получи документы

Консультация для родителей «Речевые нарушения и причины их возникновения»

Анна Кондрашова
Консультация для родителей «Речевые нарушения и причины их возникновения»
▼ Скачать + Заказать документы

«Речевые нарушения и причины их возникновения».

Полноценная речь – условие успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для формирования правильной речи и устранения их недостатков.

Отклонения в речевом развитии дошкольников проявляются на различных уровнях:

• фонетическом, (нарушения артикуляционной моторики)

• фонематическом, (нарушение процессов формирования произносительной системы языка (звукопроизношения)

Публикация «Консультация для родителей „Речевые нарушения и причины их возникновения“» размещена в разделах

• просодическом, (Основной составляющей просодии является интонация (тембр, темп, ритм, фразовое и логическое ударение, пауза, сила голоса)

• лексико- грамматическом, (дети часто неверно строят предложения, неправильно употребляют окончания, испытывают трудности при словоизменении и словообразовании).

нарушения общения.

Как показывает анализ диагностических карт воспитанников логопедической группы нашего учреждения, наиболее распространенными речевыми дефектами являются : общее недоразвитие речи и дизартрия.

ДИЗАРТРИЯ - нарушение звукопроизношения, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата (органика).

ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ОНР) – это сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи (лексики, грамматики, фонетики, семантики) при нормальном слухе и интеллекте.

В дошкольном возрасте также имеют место следующие виды расстройств: ДИСФОНИЯ / АФОНИЯ - отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Проявляются в отсутствии, либо в нарушении силы, высоты, тембра голоса.

- БРАДИЛАЛИЯ - патологически замедленный темп речи.

ТАХИЛАЛИЯ - патологически ускоренный темп речи.

ЗАИКАНИЕ - нарушение темпо - ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

ДИСЛАЛИЯ - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

РИНОЛАЛИЯ - нарушение звукопроизношения и тембра голоса, обусловленного анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

АЛАЛИЯ - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения коры головного мозга во внутриутробном или в раннем периодах развития.

ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (ЗРР)- наиболее медленный по сравнению с нормой темпом усвоения родного языка.

ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ (ФФН)нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с дефектами восприятия и произношения звуков.

Причины возникновения речевых нарушений.

Родители, которые узнали от специалистов о том, что у ребенка есть проблемы с развитием речи, часто интересуются, чем они вызваны. Этот вопрос становится для них особенно важным, если в семье ни у кого из ближайших родственников нарушений речи не было. Речевые нарушения могут возникнуть под влиянием неблагоприятных обстоятельств, или, как говорят специалисты, вредоносных факторов, воздействующих изнутри или извне и нередко сочетающихся друг с другом. В специальной и справочной литературе описываются причины, предрасполагающие к возникновению речевых нарушений. Их принято делить на две группы – органические (приводящие к нарушению механизмов в центральном или периферическом речевом аппарате) и функциональные (нарушающие нормальную работу речевого аппарата).

I В группу органических причин включают следующие неблагоприятные обстоятельства:

1. Внутриутробная патология, приводящая к нарушению развития плода. Наиболее уязвимый период воздействия негативных факторов на плод – первая треть беременности. Влияние вредного фактора или их сочетания в этот период может приводить к недоразвитию или повреждению центральной нервной системы ребенка, в том числе и речевых зон коры головного мозга. К таким факторам относятся:

• Внутриутробная гипоксия плода (кислородное голодание, причины которой могут быть разными - гестоз (токсикоз) первой и второй половины беременности, нефропатия, угроза выкидыша, патология плаценты, повышение артериального давления, соматические (общие) заболевания матери (сахарный диабет, нефрит, заболевания сердечно-сосудистой системы).

• Вирусные заболевания, перенесенные матерью в период беременности (краснуха, грипп, скарлатина, корь, инфекционный гепатит, туберкулез, полиомиелит, токсоплазмоз, герпес, сифилис, ВИЧ-инфекция). К заболеваниям, наносящим наибольший вред для плода, относится, в первую очередь, краснуха. Заболевание краснухой в первые месяцы беременности может служить причиной тяжелых пороков развития ребенка (глухоты, слепоты, умственной отсталости, пороков сердечно - сосудистой системы). Опасным повреждающим действием на плод обладает цитомегаловирус. Инфицирование этим вирусом на ранних стадиях беременности приводит к гибели эмбриона и самопроизвольному аборту. При сохранении беременности цитомегаловирус вызывает аномалии развития плода. Заражение вирусным гепатитом также представляет большую опасность для плода, так как на всех стадиях беременности может вызывать различные аномалии плода.

• Травмы, падения и ушибы матери. Особенно, если ушиб приходился на область живота. Могут приводить к отслойке плаценты и преждевременным родам.

• Несовместимость крови матери и плода. Проникая через плаценту, антитела вызывают распад эритроцитов плода, выделение токсического вещества – непрямого билирубина. Его действие поражает отделы мозга, что приводит к врожденной патологии слуха и речи.

Нарушения сроков вынашивания плода (гестации) - недоношенность (менее 38 недель) и переношенность (более 40 недель)

• Курение, прием алкоголя и наркотических веществ. Никотин, являясь основным токсическим компонентом табачного дыма, оказывает отрицательное влияние на процессы кровообращения в матке и плаценте. Под его влиянием тормозятся процессы активной транспортировки аминокислот от матери к плоду. В результате этого нарушаются процессы, связанные с увеличением массы плода (отставание массы тела при доношенной беременности может достигать 300 г и более, причем дефицит массы тела сохраняется в течение первого года жизни ребенка). Кроме того, дети, чьи матери в период беременности продолжали интенсивно курить (более 20 сигарет в день, впоследствии могут быть охарактеризованы как гиперактивные и расторможенные, и зачастую испытывают больше трудностей в учебе. Алкоголь и наркотические вещества оказывают отрицательное влияние на развитие плода, а также умственное и физическое развитие новорожденного. При злоупотреблении матерью алкоголем и наркотиками может возникать синдром, характеризующийся множественными аномалиями развития плода и нарушениями физического и психического развития ребенка: нарушениями центральной нервной системы (гипервозбудимости, дискоординации движений, снижении интеллекта, замедлении роста, аномалиями лицевого черепа (удлинение лица, низкий лоб, недоразвитие подбородка, ушных раковин, косоглазия, а также аномалиями внутренних органов и конечностей.

• Прием лекарственных препаратов. Существуют лекарственные средства, которые противопоказаны при беременности, или должны применяться с осторожностью. К ним относятся:

- Антираковые антибиотики (актиномицин, сарколизин). При употреблении на ранних сроках беременности приводят к возникновению уродств у плода. - Ототоксические препараты – антибиотики – стрептомицин, мономицин, канамицин, гентамицин, амикацин, тобрамицин и др. ;

диуретики – фуросемид ; а также - аспирин, хинин, вызывающие дистрофию слухового нерва с развитием врожденной глухоты.

- Антикоагулянты непрямого действия (дикумарин, пелентан, быстро проникая через плаценту, могут вызвать у плода кровоизлияния в мягкие мозговые оболочки и внутренние органы.

- Назначение на ранних сроках беременности антидепсессивных препаратов (имизин, амитриптилин) и транквилизаторов (сибазон, мепротан, приводят к интоксикации плода.

• Неудачное прерывание данной беременности может повлечь за собой аномалии и пороки развития плода.

• Профессиональные вредности (повышенные физические нагрузки, работа с химически активными вредными веществами, воздействие различных видов излучения - ультрафиолетового, ионизирующей радиации). Плод обладает высокой чувствительностью к действию ионизирующих излучений, на ранних сроках беременности они вызывают его гибель или оказывают повреждающее действие на центральную нервную систему, органы зрения и кроветворную систему плода.

• Стрессовые состояния матери во время беременности могут приводить к гипоксии плода.

2. Наследственная предрасположенность, генетические аномалии.

По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата. Например, неправильная посадка и комплектация зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого неба (расщелины неба, а также особенности развития речевых зон головного мозга. Выявлена наследственная предрасположенность к возникновению заикания. В семье, где поздно начал говорить один из родителей, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка. Исследователи придают различное значение наследственной природе речевых нарушений – от минимального до очень большого. Это связано с примерами того, что в речевые нарушения не всегда передаются по наследству от родителей к детям. Тем не менее, исключать это обстоятельство нельзя.

3. Вредности родового периода:

• Родовые травмы, приводящие к внутричерепным кровоизлияниям. Причины родовых травм могут быть разные - узкий таз матери, механическая стимуляция, применяющаяся во время беременности (наложение щипцов на головку ребенка, выдавливание плода). Внутричерепные кровоизлияния, вызванные этими обстоятельствами, могут затрагивать речевые зоны головного мозга.

• Асфиксия – недостаток снабжения головного мозга кислородом вследствие нарушения дыхания, например, при обвитии пуповины. Вызывает минимальные органические повреждения головного мозга.

• Малая масса тела новорожденного (менее 1500 г) и последующее проведение интенсивных реанимационных мероприятий (например, искусственная вентиляция легких, длящаяся более 5 дней).

• Низкий балл по шкале Апгар (общепринятый метод оценки состояния новорожденного непосредственно после рождения).

4. Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни.

В раннем возрасте неблагоприятными для речевого развития являются следующие обстоятельства:

• Инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции (менингоэнцефалит, менингит, приводящие к повреждению центральной нервной системы, снижению или потере слуха.

• Травмы и ушибы головного мозга, в тяжелых случаях приводящие к внутричерепным кровоизлияниям, нарушению речевого развития или утрате имеющейся речи. Тип и тяжесть речевого нарушения будет зависеть от локализации (очага) повреждения головного мозга.

• Травмы лицевого скелета, приводящие к повреждению периферического отдела речевого аппарата (перфорация неба, выпадение зубов). Приводят к нарушению произносительной стороны речи ребенка.

• Длительные простудные заболевания, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к временному или постоянному снижению слуха, нарушению речевого развития ребенка.

• Прием ототоксических антибиотиков, приводящих к снижению слуха.

II Формирование речи ребенка происходит под влиянием внешних обстоятельств – эмоционального общения с близкими (в первую очередь с мамой, положительного опыта речевого взаимодействия с окружающими, возможности удовлетворения познавательного интереса ребенка, позволяющее ему накапливать знания об окружающем мире.

В группе функциональных нарушений рассматриваются эти и другие факторы, которые приводят к нарушению речевого развития ребенка под влиянием:

1. Неблагоприятных социально-бытовых условий жизни ребенка, приводящих к педагогической запущенности, социальной или эмоциональной депривации (дефиците эмоционального и речевого общения с близкими, особенно с матерью). Для того, чтобы научиться говорить, ребенку необходимо слышать речь окружающих, иметь возможность видеть окружающие предметы, запоминать названия, произнесенные взрослыми. В сороковых годах прошлого столетия появился термин – синдром госпитализма. Это понятие возникло в домах ребенка, где находились дети – сироты, родители которых погибли во второй мировой войне. Несмотря на хорошие бытовые условия содержания, среди прочих проблем у этих детей отмечалась задержка речевого развития, связанная с недостатком речевого общения – обслуживающий персонал не мог уделить детям такое же внимание, как это делала бы мать.

2. Соматической ослабленности – длительно болеющие и часто госпитализируемые дети могут начать говорить позже своих сверстников.

3. Психологических травм, вызванных испугом или стрессом; психических заболеваний, которые могут стать причиной серьезных речевых нарушений – заикания, задержки речевого развития, мутизма (прекращения речевого общения с окружающими под влиянием психической травмы).

4. Подражания речи окружающих людей. Общаясь с людьми, страдающими нарушениями речи, ребенок может усвоить неправильные варианты произношения некоторых звуков, например, звуков р и л; ускоренный темп речи. Известны случаи появления заикания по подражанию. Усвоение неправильных форм речи можно наблюдать у слышащего ребенка, воспитывающегося глухими родителями. В дошкольном возрасте речь ребенка ранима и легко может подвергаться перечисленным неблагоприятным воздействиям.

Но часто бывает, что трудности возникают у вполне здоровых детей. В этом случае проблема имеет социальные корни. Например:

Гиперопека. Родители стараются предугадать все желания ребёнка до того, как он их озвучит, не дают ответить на вопрос самостоятельно, постоянно подсказывают и договаривают за него слова.

Тревожность. Опасаясь за здоровье ребёнка, родители мешают ему исследовать мир — свободно перемещаться, трогать «взрослые» предметы — и тщательно перемалывают пищу, затрудняя развитие мышц ротовой полости.

Подгузники. Дети вынуждены регулярно привлекать внимание родителей, чтобы справить естественную нужду или устранить последствия этого действия. У ребёнка, круглосуточно одетого в памперс, такой проблемы нет. Нет и повода для коммуникации.

Соска тоже часто становится проблемой для развития речи современных дошкольников. Если рот ребёнка постоянно занят, речевой аппарат не развивается.

Дефицит общения. С ребёнком просто не разговаривают, считая его недостаточно развитым для этого. Взрослые как будто ждут, что он подрастёт и заговорит сам. Однако дети не могут научиться говорить, просто слушая телевизор и разговоры родителей. Речь развивается только при непосредственной коммуникации, когда обращаются к ребёнку лично, задают вопросы, ведут диалог.

Чрезмерное давление. От ребёнка требуют, чтобы он как можно скорее научился говорить: «Повтори! Скажи правильно!» Ребёнок пугается, сопротивляется давлению, и у него развивается речевой негативизм : человек понимает речь, но сам говорить отказывается.

Повторение за взрослыми. Если ребёнок постоянно контактирует с человеком, который испытывает проблемы с речью, например, картавит, то перенимает эту особенность.

Запреты. «Закрой рот! Перестань петь! Молчи, когда старшие разговаривают!» — если ребёнок часто слышит подобное в свой адрес, у него пропадает желание говорить.

Опережающее развитие. Некоторые родители одержимы идеей воспитать гения. Например, едва ребёнок начал говорить, требуют, чтобы он общался с одним из родителей только на иностранном языке. На практике такие дети редко вырастают билингвами, но часто имеют речевые проблемы : путают слова.

На протяжении дошкольного возраста ребенок проходит несколько критических периодов развития речи –

в 1-2 года (когда происходит интенсивное развитие речевых зон головного мозга,

в 3 года (интенсивно развивается фразовая речь,

в 6 – 7 лет (ребенок поступает в школу, осваивает письменную речь).

В эти периоды возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка, что создаёт предрасполагающие условия для нарушения речевого развития или срыва речи.

Публикации по теме:

Дефекты осанки и причины их возникновения Дефекты осанки и причины их возникновения Нарушение осанки, по мнению С. М. Чечельницкой, это неструктурная или функциональная деформация.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Ветер, причины его возникновения» Программное содержание: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека; учить детей наблюдать,.

Консультация для педагогов и родителей «Солнечные часы. История возникновения и виды»Консультация для педагогов и родителей «Солнечные часы. История возникновения и виды» Материал будет полезен для воспитателей старших и подготовительных групп ДОУ, для учителей начальных классов, а также для творческих.

Консультация для родителей и воспитателей «Интересные факты про Новый год. История возникновения и празднования Нового года»Консультация для родителей и воспитателей «Интересные факты про Новый год. История возникновения и празднования Нового года» История праздника. История возникновения Нового года уходит корнями в давние времена. Это праздник сейчас отмечается людьми согласно современного.

Консультация для родителей «История возникновения елочной игрушки»Консультация для родителей «История возникновения елочной игрушки» Новогодний праздник, это, прежде всего, красивое наряженное новогоднее дерево – ёлка, сосна или пихта, а ожидание новогодней сказки, волшебства,.

Консультация для родителей «Новогодняя елка: история возникновения и интересные факты»Консультация для родителей «Новогодняя елка: история возникновения и интересные факты» Сейчас сложно себе представить встречу Нового года без его символа — пушистой вечнозеленой красавицы ели. В канун этого замечательного.

Консультация для родителей «Причины детско-родительских конфликтов» .

Консультация для родителей «Речевые игры для детей средней группы» Речевые игры для детей средней группы. Цель:Учить отчётливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание. Развитие.

Консультация для родителей «Речевые игры по дороге в детский сад» для старшего возрастаКонсультация для родителей «Речевые игры по дороге в детский сад» для старшего возраста Играть и заниматься с ребёнком можно не только за столом дома, но и по пути в детский сад. Уважаемые родители, превратите дорогу в садик.

Консультация психолога «Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка» Страничка психолога Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка Начало систематического обучения в школе связано с изменениями.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Речевые нарушения и причины их возникновения»
Опубликовано: 11 мая 2023 в 20:02
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Речевые нарушения и причины их возникновения»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Кондрашова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД