Анна Крамаренко
Консультация для родителей «Речь взрослого — образец для подражания»
▼ Скачать + Заказать документы
"Речь взрослого - образец для подражания"
«Благоразумие отца есть самое действительное наставление для детей». – Демокрит
Благодаря слуху и способности к подражанию малыш учится говорить. У детей довольно часто встречаются различные нарушения речи, и некоторые из них обусловлены неправильной речью окружающих. Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. Поэтому речь окружающих взрослых должна быть правильной, чтобы не спровоцировать появление у малыша тех или иных дефектов.
Публикация «Консультация для родителей „Речь взрослого — образец для подражания“» размещена в разделах
Яркая, выразительная речь взрослых привлекает внимание детей, облегчает понимание ее и запоминание. Поэтому постарайтесь сделать так, чтобы правильную, красивую речь ребёнок слышал гораздо чаще, чем дефектную: читайте ему вслух детские книжки, давайте слушать записи сказок в исполнении профессиональных артистов, при общении избегайте «сюсюканья» - ласковое обращение к ребёнку выражайте через интонацию, темп речи, дикцию.
Интонация - это умение регулировать силу голоса, пользоваться логическим ударением, паузами, темпом речи. Нельзя кричать в разговоре с ребенком. Громкая, крикливая речь вызывает у дошкольников безразличное отношение к ее содержанию, раздражительность в поведении. Ребенок пытается ответить родителям таким же тоном и это придает языку оттенок грубости.
Следует соблюдать соответствующий темп речи. Не разговаривайте с детьми быстрым темпом, поскольку следить за таким языком родителей детям трудно, они отвлекаются, утомляются слушать, так воспитывается невнимательность к слову. Кроме того, когда ребенок подражает быстрому темпу речи родителей, у него может возникнуть заикание.
Дикция является одним из обязательных элементов культуры речи. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего, а так же дети начинают подражать неправильной дикции взрослого.
Следующий компоненты культуры речи – объемный словарный запас, а так же грамотность построения фраз. Словарь взрослого должен быть не только богатым и точным, слова взрослые должны произносить грамотно, правильно ставить в словах ударение. Нужно чаще употреблять слова, которые обозначают цвета, оттенки цвета, материал, форму, величину предметов и др.
Важно помнить, что речь ребёнка, в основном, обогащается в разговоре с взрослым. Поэтому необходимо постоянно общаться с ребёнком на разные темы.
Ложечку за маму…
Чтобы ребёнок научился правильной речи, с ним нужно разговаривать, и для этого используйте любую возможность. Ситуации могут быть самые разные. Например, во время купания или умывания можно рассказать ребёнку, какой предмет туалета для чего нужен, можно описать или показать действия с ним; во время еды можно показать вилку и ложку, рассказать об их назначении, рассказать о некоторых особенностях этого предмета: размер, цвет, крупные части, теплый, чистый и т. д. Это не только благоприятно повлияет на развивающуюся речь, но и закрепит соответствующие навыки.
Вот птичка пролетела…
Хорошую возможность для развития речи предоставляют прогулки. Гуляя с ребёнком, обращайте его внимание на окружающие предметы его внимания и их особенности, на названия домов; на птиц и животных; попросите его назвать эти вещи самому, если они ему известны. Гуляя на природе, можно поговорить с малышом о названиях деревьев, попросить его угадать цветок по запаху или птичку по голосу, собрать гербарий. Всё это позволяет ребёнку лучше ориентироваться в окружающем, поможет сопоставить слово с предметом и выделить в предметах общие черты, будет способствовать развитию логического мышления, наблюдательности и обогащению словарного запаса.
Учимся играя…
Помочь ребёнку научиться правильно, говорить можно и в игровой форме. Для развития речевого слуха можно предложить ребёнку попробовать отличить на слух слова, различающиеся одним звуком (кит – кот, дом – дым, доска – тоска, лампа – лапа, мышка – мишка и т. д.). Очень хороши игры, развивающие мелкую моторику: перебирание бусинок, пуговиц, собирание мозаики. Тренировка пальцев рук ускоряет процесс созревание мозга, а значит, хорошо влияет и на развитие речи. В игре ребёнок любит проговаривать каждое своё действие – таким образом, он учится выражать свои мысли.
Игра для ребёнка – дело серьёзное!
Будьте добры, помедленнее!
Речь взрослого должна быть правильной, выразительной, слова должны сочетаться друг с другом по форме и по смыслу. Для маленького ребёнка очень значима интонация. Бедность интонации замедляет развитие речи. Ребёнок не знает, как нужно говорить в той или иной ситуации. Не понимает интонации окружающих, он просто не научился этому! Это, в свою очередь, снижает способность ребёнка приспосабливаться к ситуации, отрицательно влияет на понимание слов и их использование. Нужно следить за ритмом своей речи и громкостью голоса. Речь должна быть не громкой и небыстрой, но и не слишком медленной. Слишком громкая или быстрая речь очень скоро утомляет даже взрослых. Речь должна быть чёткой и не многословной. Смазанная и многословная речь трудна для понимания, теряется смысл высказываний. Такая речь замедляет формирование у ребёнка реакции на обращение.
От культуры речи родителей зависит культура речи детей. Помня об этом, родители должны непрерывно совершенствовать свою речь.