Анна Якутович
Консультация для родителей «Как развивается речь ребенка?»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как развивается речь ребенка?»
Ребенок не рождается со сложившейся речью. Ответить на вопрос, когда и каким образом малыш начинает говорить, правильно и четко произносить звуки, строить предложения,- нельзя однозначно. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головнрй мозг, слух, речедвигательный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Не имея даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший фонематический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит.
Публикация «Консультация для родителей „Как развивается речь ребенка?“» размещена в разделах
В общении с окружающими малыш на первоначальных этапах речевого развития подражает звукам и словам, которые произносят взрослые. Постепенно он обогащает свой словарь.
Указывая на существование у ребенка определенного чувства к языку, К. И. Чуковский отмечает: «Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок как ни в чем не бывало, ориентируется во всем этом хаосе, постоянно распределяя по рубрикам беспорядочные элементы услышанных слов и при этом даже не замечая своей колоссальной работы.»
Полное воспроизведение звука возможно лишь в том случае, если произносительные органы ребенка в состоянии принять соответствующее положение, имеют достаточную подвижность мышц, принимающих участие в их образовании. Для произнесения одних звуков требуется простая установка артикуляционного аппарата, для произнесения других- более сложная. Поэтому малыш и усваивает сначала те звуки, которые легки для произношения, более сложные появляются позднее.
В оформлении звучащей речи принимает участие и голосовой аппарат и органы дыхания. Произнесение гласных звуков, звонких согласных, сонорных (р,л,м,н) осуществляется благодаря колебанию связок.
Так как слова появления в основе которпроизносятся на выдохе, то от силы голоса, его направления зависит правильность произнесения многих звуков.
В процессе усвоения звуков речи существует определенная последовательность их появления в основе которой лежит степень артикуляционной трудности. На ранних этапах речевого развития ребенок заменяет сложные звуки простыми. Например, 2-3 года вместо звука «п» ребенок сначала может произносить звуки «т», «ть», в 3- 4 года- «с», «сь», в 4-5 лет он может усвоить этот звук и правильно его произносить. Тоже самое имеет место и при усвоении других звуков.
Конечно, данная система заменителей не является обязательной для всех детей.
Овладение речью и дальнейшее ее формирование находятся в тесной зависимости от физического и психического развития ребенка, от состояния и особенностей развития его высшей нервной деятельности. Дети физически ослабленные часто болеющие различными инфекционными заболеваниями, также нередко отстают в речевом развитии.
Таким образом, формирование речи нельзя рассматривать в отрыве от общего развития ребенка.