Галина Жук
Консультация для родителей «Развивающие упражнения и игры на развитие речевого дыхания и голоса детей второй младшей группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Артикуляционная гимнастика
Сегодня я хотела остановиться на значении и организации артикуляционной гимнастики в становлении и коррекции звукопроизношения у дошкольников. Данная информация будет полезна как для родителей детей раннего возраста, так и для детей старшего дошкольного возраста.
Ребенок младшего дошкольного возраста уже в значительной мере овладевает речью, но речь еще недостаточно чиста по звучанию. Наиболее характерный речевой недостаток для детей этого возраста :
1. Согласные произносятся смягченно («лезецька» - ложечка).
Публикация «Консультация для родителей „Развивающие упражнения и игры на развитие речевого дыхания и голоса детей второй младшей группы“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речевого дыхания. Консультации
- Темочки
2. Свистящие звуки с, з, ц произносятся недостаточно четко, пропускаются («абака» - собака, «амок» - замок); заменяются: с-ф («фобака» - собака, з-в («вамок» - замок, ц-ф («фыпленок» - цыпленок, с-т («тобака» - собака, з-д («дамок» - замок, ц-т («тветок» - цветок).
3. Шипящие звуки ш, ж, ч, щ произносятся недостаточно четко, пропускаются: («апка» - шапка, «ук» - жук и др.); заменяются ш-с, ф («сапка», «фапка» - шапка, ж-з, в («зук», «вук» - жук, ч-ц, ть («оцки», «отьки» очки, щ-сь, ть («сетка», «тетка» - щетка).
4. Звуки л и р пропускаются («ампа» - лампа, «ука» - рука); заменяются звуками ль («лямпа» - лампа, «люка» - рука, й («ямпа» - лампа, «юкка» - рука).
Помочь справиться с этими речевыми недостатками поможет систематические занятия артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика – это гимнастика для мышц речевого аппарата (губ, щек, языка). Для дошкольников артикуляционная гимнастика полезна не только для борьбы с речевыми нарушениями, но и для их профилактики. Заниматься такой гимнастикой можно уже в возрасте двух-трёх лет, чтобы ребёнок как можно раньше научился правильно произносить звуки и слова. Артикуляционная гимнастика полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.
1. Сначала упражнения выполняются медленно и обязательно перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль.
2. Проводить упражнения нужно систематически 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5 минут.
3. Занимаясь с детьми 3-4 лет следите, чтобы они усвоили основные движения.
4. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: Что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу?
5. При выполнении упражнений следите за тем, чтобы у ребенка работали только мышцы речевого аппарата, которые необходимы для совершения движения. Ребенок не должен делать лишних движений - округлять глаза, поднимать плечи.
6. Абсолютной точности движений сразу добиваться не нужно. Если какое-то движение у ребенка с первого раза не получается, пусть выполняет его приблизительно. Со временем действия будут совершенствоваться.
Сказка «О Веселом Язычке»
Рот — домик, губы — двери.
А кто живет в этом домике?
В этом домике, дружок,
Живет Веселый Язычок.
Ох, и шустрый он мальчишка,
И немножко шалунишка. (Упражнение «Стрелочка».)
Наш Веселый Язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево,
Смотрит вправо. (Упражнения «Часики».)
А потом опять вперед,
Тут немного отдохнет. (Упражнение «Блинчик»)
Приоткрыл Язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся, (Упражнение «Жало»)
Широко нам улыбнулся, (Упражнение «Улыбка».)
А потом пошел гулять,
На крылечке загорать.
На крылечке полежал, (Упражнения «Блинчик»)
На качели побежал,
Вверх, и вниз взлетал он смело. (Упражнение «Качели».)
Но пора уже за дело.
Поспешил к себе во двор,
Чтобы починить забор.
Быстро взялся он за дело,
И работа закипела. (Упражнение «Заборчик».)
Гвозди, молоток и клещи —
Нужные плотнику вещи.
Молоток стучит «тук-тук!»,
Язычку он лучший друг.
(Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно повторяя «т-т-т».)
Вот и банка с краской рядом.
Обновить заборчик надо.
Стала кисточка плясать,
Наш заборчик не узнать. (Упражнение «Маляр».)
Язычок наш кончил дело.
Отдыхать он может смело,
— Я с лошадкой погуляю, (Упражнение «Лошадка».)
Ей на дудочке сыграю. (Упражнение «Дудочка».)
Скрылось солнце за горой, (Упражнение «Горка».)
Язычок пошел домой.
Дверь он запер на замок.
Лег в кроватку и умолк.
Упражнения и игры на развитие речевого дыхания
Не маловажную роль в развитии речи детей играет и развитие речевого дыхания. Цель дыхательной гимнастики : выработать сильную, плавную, длительную, ротовую струю. Учить малыша делать быстрый глубокий вдох, а затем плавный длительный выдох можно с помощью игрушек: дудочек, свистулек, а также при выдувании мыльных пузырей. Чтобы выдох через рот был сильным и целенаправленным, предложите малышу дуть на вертушки, бумажные игрушки, одуванчик, легкое перышко, ватный шарик. Дуя на игрушки, ребенок должен совершать вдох, не поднимая плеч (то есть надувать при этом животик, а выдыхать непрерывно.
Пропевание гласных звуков на выдохе: А, О, У, И, Ы. Длительность пропевания звуков зависит от возраста. Так, 2-летний малыш может тянуть один звук в течение 2 секунд (или пропеть подряд два разных гласных звука, 3-летний ребенок может петь один звук в течение 3 секунд (или подряд три разных гласных звука, 4-летний тянет звук в течение 4 секунд. Правило простое: у дошкольников длительность пения на одном выдохе в секундах соответствует количеству полных лет.
Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики
1. Общая продолжительность упражнения с перерывами не более 5 минут.
2. Регулярность выполнения: ежедневно.
3. Упражнения проводятся в проветренном помещении.
4. Важное условие – игрушка, на которую дует малыш, должна находиться на уровне губ ребенка, на расстоянии 10–15 см.
5. Щеки во время дыхательных упражнений ни в коем случае не должны надуваться – можно предложить ему придержать щечки ладошками
6. Упражнения носят кратковременный характер (от нескольких секунд, до нескольких минут)
7. Упражнения не следует проводить сразу после еды (рекомендуется через 1,5-2 часа после последнего приема пищи).
8. В день рекомендуется проводить только один вид упражнения. Количество повторений 2-3 раза, при этом обязательно необходимо следить за самочувствием ребенка: если возникают головокружение и слабость, прекратите упражнение.
Игры и упражнения, тренирующие органы дыхания
Упражнение 1. «Покатай карандаш».
Ребенку предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.
Упражнение 2. «Листья шелестят».
Предлагаются полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листочков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «подул ветерок» ребенок плавно дует на листья так, чтобы они отклонились и зашелестели.
Упражнение 3. «Снежинки летят».
На ниточки прикрепляются легкие кусочки ваты или вырезанные из тонкой бумаги снежинки. Ребенку предлагается длительно подуть на них по сигналу «снежинки летят».
Упражнение 4. «Загнать мяч в ворота».
1. Вытянуть губы вперед трубочкой и плавно дуть на ватный или поролоновый шарик (диаметром 2-3 см, лежащий на столе перед малышом, загоняя его между двумя кубиками или любыми другими подходящими предметами. (Это «футбольные ворота».).
Упражнение 5. «Ветряная мельница».
Для этой игры необходима игрушка-мельница из песочного набора или вертушка. Ребенок дует на лопасти игрушки, взрослый сопровождает
действия малыша стихотворным текстом:
«Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч!»
А. С. Пушкин.
Бабочки
Вырезать из бумаги маленьких бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку дуть на бабочек так, чтобы они летали.
Запусти кораблик
Налить в ванну или таз воду, пустить на воду легкий кораблик и дуть на него, чтобы он плыл.
Для развития артикуляционного аппарата широко используются звукоподражательные слова, голоса животных, и шутки-чистоговорки, потешки.
Например:
«Бы-бы-бы — идет дым из трубы»,
«Ша-ша-ша — мы купаем малыша»
«Шу-шу-шу — дам грибочек малышу»
«Ши-ши-ши — где гуляют малыши?»
«Жа-жа-жа — мы увидели ежа»
«Жу-жу-жу — мы грибок дадим ежу»
«Жи-жи-жи — где грибы берут ежи?»
«Куд-куда-куд-куда – вы от куда и куда?»
Дождик капает – КАП-КАП.
С мишкиных мохнатых лап.
ИСТ – ИСТ – ИСТ
Вот зеленый лист.
ОСТ – ОСТ – ОСТ
У Васьки длинный хвост.
ЧКА – ЧКА – ЧКА
На цветочке бабочка.
ЧКИ – ЧКИ – ЧКИ
На грядке кабачки.
ЧКУ – ЧКУ – ЧКУ
Мы купили сумочку.
ЧКО – ЧКО – ЧКО
Дети пили молочко.
Тикают часы ТИК-ТАК,
Стрелки двигаются в такт.
Шмель жужжит – жу-жу-жу-жу!
Не напрасно я жужжу.
ТРЫ – ТРЫ – ТРЫ
Книги у сестры.
ТРУ – ТРУ – ТРУ
Я встану поутру.
ТРА – ТРА – ТРА
Мы поём с утра.
ТРА – ТРА – ТРА
Мы сидели у костра.
СТОК – СТОК – СТОК
Синий лепесток.
ЩИТ – ЩИТ – ЩИТ
Мой щенок пищит.
ЧАТА – ЧАТА – ЧАТА
Зайчиха и зайчата.
СТА – СТА – СТА
Мы видели аиста.
Диалог «Лис и мышонок»
- Мышонок, мышонок, отчего у тебя нос грязный?
- Землю копал.
- Для чего землю копал?
- Норку делал.
- Для чего норку делал?
- От тебя, лис, прятаться.
- Мышонок, мышонок, я тебя подстерегу.
- А у меня в норке спаленка.
- Кушать захочешь, вылезешь.
- У меня в норке кладовочка.
- Мышонок, мышонок, я ведь твою норку разорю.
- А я от тебя в отнорочек — и был таков.
4. Диалог «Медведь и лиса»
Ты куда идешь, медведь? - Где поставишь ты ее?
В город елку присмотреть. - В дом возьму к себе, в жилье,
А зачем тебе она? - Что ж не вырубил в лесу?
Новый год встречать пора. - Жалко, лучше принесу.
5. Диалог «Кисонька-мурысонька».
Кисонька-мурысонька, Где вода?
Где была? Быки выпили.
Коней пасла. Где быки?
Где кони? За гору ушли.
За ворота ушли. Где гора?
Где ворота? Черви источили.
Огонь сжег. Утки склевали.
Вода залила.
Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма, тем самым закрепляется произношение твердых и мягких звуков.
Предлагаем вам несколько упражнений артикуляционной гимнастики. Разумеется, их существует гораздо больше, но для начала хватит и этих:
Статические упражнения для губ.
- вытянуть губы вперед трубочкой;
- улыбнуться так, чтобы не были видны зубы;
- естественно улыбнуться с сомкнутыми зубами;
- сомкнуть зубы, округлить губы и вытянуть их вперёд;
- чередовать предыдущие упражнения : первое со вторым, третье с четвёртым;
- сомкнуть зубы, приподнять верхнюю губу и обнажить верхние резцы.
Динамические упражнения для губ.
- вытянуть губы вперед трубочкой, затем растянуть их в улыбку;
- поочередно почёсывать и покусывать зубами сначала верхнюю, потом нижнюю губу;
- вытянуть губы вперёд трубочкой, после чего двигать ими в различных направлениях, вращать по кругу;
- с глухим звуком хлопать губами друг о друга;
- сильно втянуть щёки, после чего резко открыть рот с чмокающим звуком;
- широко открыть рот и втянуть губы внутрь рта, плотно прижав к зубам.
Упражнения для щёк и губ.
- растирать, похлопывать и покусывать щеки;
- надувать щёки (сначала обе сразу, потом поочередно);
- втянуть щёки и удерживать их в этом положении;
- закрыть рот, надуть обе щеки и бить по ним кулаком или ладонью, с силой шумом выпуская воздух.
Статические упражнения для языка.
- широко раскрыть рот, расслабить язык, чтобы он лежал ровно в ротовой полости;
- открыть рот, расслабить язык и расположить его на нижней губе;
- широко раскрыть рот и поднять передний и боковые края таким образом, чтобы они не касались зубов;
- открыть рот и вытянуть напряженный язык как можно дальше вперед;
- широко открыть рот, упереть кончик языка в нижние зубы, а среднюю часть поднять вверх.
Динамические упражнения для языка.
- слегка открыть рот, растянуть губы в улыбке, по очереди тянуться языком к уголкам рта под ритмичный счёт (как маятник);
- открыть рот и тянуться языком попеременно к носу и подбородку (или верхним и нижним зубам);
- закрыть рот и медленно обводить языком зубы по кругу;
- открыть рот как можно шире, выдвигать язык вперёд как можно дальше, а затем убирать назад вглубь рта под ритмичный счёт;
- закрыть рот и попеременно упираться языком то в одну, то в другую щёку.