люба демидова
Консультация для родителей «Развитие связной речи у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей "Развитие связной речи у дошкольников"
По мере взросления ребенка родители беспокоятся о развитии его творческого потенциала, мышления, логики и порой упускают такую не менее важную деталь, как развитие связной речи.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие связной речи у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Часто родители исходят из соображения, что дети, наблюдая за ними, самостоятельно научатся связно излагать свои мысли.
Но это не так, ребенку нужно помогать устанавливать логические связи в собственной речи. Для этого существует масса упражнений, о которых мы расскажем в данной статье.
Что такое связная речь?
Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали.
Основные виды связной речи – это монологическая и диалогическая.
В диалоге предложения являются односложными, они наполнены интонациями и междометиями.
В диалоге важно умение быстро и точно формулировать свои вопросы и давать ответы на поставленные вопросы собеседника.
В речи монологического типа ребенку необходимо говорить образно, эмоционально и при этом мысли должны быть сосредоточенными без отвлечения на детали.
Формирование связной речи у дошкольников
Методика развития связной речи включает в себя не только обучение ребенка навыкам логического изложения собственных мыслей, но и пополнению его словарного запаса.
Основными средствами развития связной речи являются :
- сказки;
- дидактические игры;
- театрализованные игры.
В занятиях с ребенком можно использовать средства наиболее подходящие для его возраста и интересов или же комбинировать их.
Игры на развитие связной речи
Игра «Расскажи, какой?»
Ребенку демонстрируется предмет или игрушка, и он должен описать его. Например:
- мяч – большой, резиновый красный, легкий;
- огурец – длинный, зеленый, хрустящий.
Если ребенок еще маленький и самостоятельно описать предмет не может, ему необходимо помочь.
В первый раз родители могут самостоятельно описывать предмет.
Игра «Опиши игрушку»
Постепенно упражнения можно усложнять, добавляя новые признаки предметов и расширяя их.
Перед ребенком следует поставить несколько игрушек животных и описать их.
1. Лиса – это животное, которое живет в лесу. У лисы рыжая шерсть и длинный хвост. Она ест других мелких животных.
2. Заяц – это небольшое животное, которое прыгает. Он любит морковку. У зайца длинные уши и очень маленький хвостик.
Игра «Угадай кто?»
Спрятав игрушку или предмет за спиной, мама описывает его ребенку.
По описанию ребенок должен угадать, о каком именно предмете идет речь.
Игра «Сравнение»
Перед ребенком необходимо поставить несколько игрушек животных, кукол или машин. После этого ему дается задание сравнить их.
Например:
- мишка рычит громко, а у мышки тоненький голос;
- у куклы Светы волосы рыжие, а у куклы Маши светлые;
- у грузовика колеса большие, а у легковой машинки маленькие.
Упражнения по автоматизации звуков в связной речи
Если ребенок еще плохо выговаривает отдельные звуки, в рамках обучения детей связной речи можно заниматься и автоматизацией звуков.
В этом цикле упражнений, также как и в предыдущем, принцип состоит в изучении материала от простого к сложному.
Прежде, чем автоматизировать нужный звук у ребенка, его необходимо правильно научиться произносить изолировано от других.
В этом помогут артикуляционные упражнения.
Важно запомнить, что нельзя в рамках одного занятия обучать ребенка произношению звуков схожих друг с другом или относящихся к одной группе.
Артикуляционное упражнение «Звонок»
Ребенку демонстрируются карточки с изображениями.
Изображены должны быть предметы или животные, в названии которых содержится автоматизируемый звук.
Если ребенок произносит звук правильно, то ему демонстрируется следующая карточка, а если неправильно, то взрослый звонит в колокольчик.
Артикуляционное упражнение «Часы»
Ребенку дается задание произнести слово с автоматизируемым звуком столько раз, сколько показывает стрелка на часах.