Галина Сильнова
Консультация для родителей «Развитие связной речи детей посредством использования приёма моделирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Повысить эффективность работы, по развитию связной речи, позволяет использование приема наглядного моделирования. Модели связных высказываний являются планом их построения и состоят из картинных и символических элементов.
Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания :
• связные высказывания короткие;
Публикация «Консультация для родителей „Развитие связной речи детей посредством использования приёма моделирования“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
• отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
• состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
• уровень информативности высказывания очень низкий.
Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
Одним из способов планирования связного высказывания может служить приём наглядного моделирования.
В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.
Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
• пересказ;
• составление рассказов по картине и серии картин;
• описательный рассказ;
• творческий рассказ.
Какие же существуют элементы модели?
В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
• геометрические фигуры;
• символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
• планы и условные обозначения, используемые в них;
• контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.
В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – ёлочка, жёлтый кружок – солнышко и т. п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.).
Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.
В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются :
Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.
Вы дома можете самостоятельно зарисовать какой-нибудь рассказ, сказку, стихотворение, событие из жизни ребёнка, загадку или распечатать данный материал с интернет ресурсов:
Для детей старшего возраста, постепенно уменьшаем опору на модель. Приемы работы по использованию моделирования подскажет вам педагог учреждения дошкольного образования, но я дала вам подсказку, а ваше воображение с малышом помогут создать вам интересные схемы пересказов, рассказов, загадок, пословиц, поговорок, чистоговорок. Это позволит повысить эффективность коррекции речи дошкольников, страдающих ее недоразвитием, а также вызовет интерес к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связной речи детей дошкольного возраста.
Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь, что является залогом развития умственной деятельности.