Анна Орлова
Консультация для родителей «Развитие речи у детей 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие речи у детей 4–5 лет»
Развитие речи ребенка - это сверхзадача дошкольного образования.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие речи у детей 4–5 лет“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Средняя группа
- Темочки
Развивая речь ребенка, мы влияем на его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор. К концу четвертого года жизни у ребенка приобретаются навыки связной речи; расширяется словарный запас: пополняется активный словарь и пассивный словарь.
Чем старше становится ребёнок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывают семейное и общественное воспитание.
Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать ошибки в речи : например, унификация окончаний родительного падежа множественного числа существительных. Дети чаще всего сводят их многообразие к окончанию -ов (-ев) по образцу стульев: собаков, бабочков, сестров, борщев, рублев и т. д. ;
Педагоги и родители - должны исправлять подобные речевые «ляпы» и предлагать правильный образец употребления слов.
Далее предлагаются игры на развитие речи, которые легко освоит любой родитель и сможет играть в них не только дома, но и адаптировать для прогулки или поездки в транспорте.
1. «Угадай, где мы?». Ребенок завязывает маме/папе (другому члену семьи) глаза, водит по квартире, описывает, не называя комнату, что видит вокруг, а взрослый должен догадаться, в какой комнате он находится.
2. «Опиши предмет». Предложите ребенку рассказать о какой-нибудь игрушке или любом другом предмете (посуда, мебель, продукт, используя как можно больше неповторяющихся слов.
Например: «Это тарелка, она круглая, стеклянная, хрупкая, большая, зеленая»; «Это шкаф, он большой, коричневый, деревянный, вместительный, двухдверный» и т. п.
3. «Последнее словечко». Суть игры в том, что ее участники должны по очереди описывать предмет.
Выигрывает тот, за кем останется последнее слово.
4. «Назови детали». В этой игре предложите ребенку называть детали, из которых состоит предмет. Например: «Это кастрюля, у нее есть ручки, крышка, стенки, дно»; «Это стул, у него есть сиденье, спинка, ножки»; «Это сапог, у него есть подошва, каблук, застежка, голенище».
5. «Угадай, что в мешочке?» (вместо мешочка подойдет любая емкость или непрозрачный полиэтиленовый пакет). Можно взять любые мелкие игрушки (машинки, мячики, киндер, геометрические фигуры (из набора кубиков, предметы посуды (игрушечная посуда или столовые приборы, например, чайная ложка, предметы домашнего обихода (расческа, отвертка).
Ребенок опускает руку в мешочек, затем, не доставая предмет, ощупывает его, описывает, какой он, и называет, что это. А уже только потом вынимает предмет из мешочка.
6. Игра «Помоги закончить предложение». Малыш активно формирует и развивает свой словарь за счет подбора глаголов, обозначающих окончание действия.
Например: взрослый начинает говорить предложение, а ребенок заканчивает:
• Дима проснулся и. (стал умываться);
• Катя оделась и. (побежала гулять);
• У Гриши замерзли руки и. (он надел варежки);
• Мама сварила суп и. (позвала всех к столу).
7. «Что бывает?» Отличная игра для пары «взрослый – малыш», где первый называет прилагательное, а второй подбирает к нему существительные.
Например: «Зеленое». Что может быть зеленым? Малыш перечисляет : трава, яблоко, огурец…
8. «Я писатель!» Суть игры — придумать небольшой рассказ из предложенных слов (3-7 слов). Если ребенку пока трудно воспринимать слова на слух, то можно предложить ему картинки.
Например: кошка – девочка – молоко = девочка налила кошке молоко; мальчик – кубики – башенка = мальчик построил башенку из кубиков и т. п.
9. «Скажи наоборот». Эта игра помогает расширять словарный запас за счет подбора слов-антонимов. Взрослый называет слово, а ребенок называет слово «наоборот».
Например: «большой – маленький», «сильный – слабый», «высокий – низкий» и т. д.
10. «Что было потом?» Прекрасным способом развития связной речи может стать совместный просмотр мультфильмов. Начните смотреть кино вместе и, не дожидаясь его окончания, выйдите из комнаты по «срочным делам». По окончании просмотра попросите ребенка рассказать, чем все закончилось.