Наталья Егорова
Консультация для родителей «Развитие речи детей в раннем возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи детей в раннем возрасте.
К концу первого года своей жизни ребенок начинает произносить первые осмысленные слова. Но прежде, чем малыш окажется способен сказать их, причем сказать не «случайно», он должен пройти большой путь - и пройти с помощью родителей. Речь начинает формироваться задолго до появления первых слов.
Этапы развития детской речи.
Итак, к концу
Публикация «Консультация для родителей „Развитие речи детей в раннем возрасте“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
1 месяца
жизни здоровый младенец уже реагирует на общение с ним: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом.
2 месяц
характеризуется улыбкой при общении, причем, в 6 недель это скорее будет своеобразное "ротовое внимание", в 8 же недель - закономерная улыбка.
3 месяца.
Наблюдается комплекс оживления при общении с взрослым, "гукание". Такие звуки возникают как реакция на улыбку и разговор взрослого с ребенком, преобладают гласные звуки, а также согласные г, к, н.
4 месяца.
Появляется первый смех - повизгивание в ответ на эмоциональное общение с взрослым, а к 16 неделям смех становится продолжительным.
5 месяцев.
Ребенок реагирует на направление звука, "поет", меняя интонацию голоса.
6 месяцев.
К этому времени у здорового ребенка появляется первый слог ба или ма. Возникает начальное понимание обращенной речи: ребенок прислушивается к голосу взрослого, правильно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.
7 месяцев.
Малыш уже готов к игровой деятельности с взрослым, использует различные голосовые реакции для привлечения внимания окружающих.
8 месяцев.
Возникает реакция на незнакомое лицо. В это время один из важнейших показателей нормального развития речи - лепет, т. е. повторение одинаковых слогов: ба-ба, да-да, па-па и т. п. В речи используются звуки: п, б, м, г, к, э, а.
9 месяцев.
Ребенок активно общается с помощью жестов, с радостью играет в "ладушки".
10 месяцев.
На этом этапе малыш использует в общении как минимум 1-2 "лепетных слова" (типа ляля, баба, понятных в конкретной ситуации.
11 месяцев.
Использует уже как минимум 3 "лепетных слова", понятных в конкретной ситуации.
1 год.
К этому сроку нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3-4 "лепетных слова", понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами ("поцелуй маму", "где папа?", "дай ручку", "нельзя").
1 год 3 месяца.
Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста, знакомые слова показывает на картинке.
1 год 6 месяцев.
Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов.
1 год 9 месяцев.
Показывает три части тела, использует фразу из двух слов ("Мама, ди!" - "Мама, иди!", "Дай ляля" - "Дай куклу"). Словарный запас 20 слов.
2 года.
На этом этапе здоровый ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию ("пойди в кухню и принеси чашку", верно использует местоимения я, ты, мне, предложения строит из двух слов. К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц, шипящие(ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.
2 года 6 месяцев.
Правильно использует в речи местоимения я, ты, мне; повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие "один". Ребенок понимает обозначение действий в разных ситуациях ("покажи, кто сидит, кто спит", значение предлогов в привычной конкретной ситуации ("на чем ты сидишь?").
3 года.
Словарный запас 250-700 слов, использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов - выполняет задания типа "положи кубик под чашку", "положи кубик в коробку", употребляет в предложении простые предлоги и союзы: потому что, если, когда. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее, может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы о значении слов.
Развиваем речь ребёнка раннего возраста.
Чтобы речь малыша полноценно развивалась, необходимы соответствующие условия. Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и, прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно. Потребность в общении формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими людьми.
Уже в первом полугодии жизни, когда общение взрослого с ребенком всецело остается чисто эмоциональным, закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов. Очень важно разговаривать с малышом, когда вы его пеленаете, кормите, купаете, укладываете спать. Это создает радостный и ласковый эмоциональный тон в вашем общении с малышом, тон, который он улавливает и на который реагирует. Не умея еще произносить звуки, не понимая, конечно, ничего из того, что вы приговариваете, ребенок прислушивается к вашей речи, он начинает чувствовать, что это к нему обращаются, и тогда в нем рождается желание ответить. Поэтому совершенно не правы те родители, которые не придают значения ранним разговорам с младенцем.
Самым доступным и эффективным средством развития речи в раннем возрасте является фольклор – потешки, прибаутки, колыбельные, скороговорки. Это маленькие, коротенькие рифмованные фразы, стишки. Полезны они тем, что помогают установить эмоциональную связь и укрепить взаимную привязанность: их простое содержание, ритмичность и ласковая интонация даю ребёнку ощущение комфорта и спокойствия. Также они, являются упражнениями для отработки правильной, чёткой и грамотной речи. Развивают речевой слух, дикцию, обогащают словарный запас, чувство ритма, мелкую моторику, приучают к обязательным элементам режима и гигиены.