Береснева Ирина
Консультация для родителей «Гигиеническая культура в раннем возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
В раннем детстве закладывается фундамент гигиенической культуры. У ребенка до 3-х лет быстро и прочно формируются стереотипы. Поэтому очень важно в это время дать детям алгоритмы жизни и в первую очередь – это навыки поведения за столом, в туалетной и умывальной комнате.
В три года ребенок уже должен уметь:
- мыть руки перед едой с мылом круговыми движениями;- вытирать руки и лицо своим полотенцем;
- есть самостоятельно, держать ложку в правой руке, а хлеб в левой;
- есть неторопливо, тщательно пережевывая пищу;
- вытирать рот салфеткой по мере необходимости во время еды и после еды;
Публикация «Консультация для родителей „Гигиеническая культура в раннем возрасте“» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Консультации для родителей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Темочки
- благодарить словом после еды;
- следить за чистотой носа, пользоваться индивидуальным платком или салфеткой;
- пользоваться своим индивидуальным горшком или садиться на унитаз;
- мыть руки после туалета и прогулки с мылом.
В нашей группе «Солнечные зайчики» 20 детей. К концу учебного года выше перечисленные задачи практически решены. Как это было сделано?
Прежде всего, мы начали работу с формирования у малышей стереотипа разумных действий. Это важно не только с позиций воспитания навыков культуры питания, но и для целесообразного использования гигиенических процедур. Чтобы навык стал стереотипом - отрабатывали алгоритм действий:
- испачкал руки и лицо во время еды – пользуйся салфеткой;
- закончил еду – используй салфетку или вымой лицо и руки, если это необходимо;
- посетил туалет, пришел с прогулки – вымой руки с мылом;
- перед любым приемом пищи – вымой руки.
Гигиенические процедуры занимают очень много времени, а малышу хочется дольше играть, поэтому со стороны ребенка иногда возникал протест или негодование типа: «Сколько можно мыть руки?» Мы не вели ребенка насильно в умывальную комнату, а объясняли, что может произойти, если он не будет это выполнять. В свободное время проводили игровые упражнения, использовали игровые ситуации, такие как: «Чистюли», «Самые аккуратные», «Умываться нам не лень». В нашей работе помогала и художественная литература: потешки типа «Водичка, водичка», «Разноцветное мыло», сказка К. Чуковского «Мойдодыр», сказка «Маша – грязнуля».
Для воспитания навыков поведения за столом, большое значение имеет сервировка. Очень важно сервировать стол так, чтобы у ребенка возникло неосознанное желание быть аккуратным. Для этого на столе должны быть красивая скатерть или салфетка для каждого ребенка, красиво и правильно разложены столовые приборы, цветы, гигиенические салфетки, порционированный хлеб лежать в хлебнице. Чтобы не нарушались эти требования, приходилось проводить работу с помощником воспитателя, чтобы он не раздавал хлеб в руку ребенку или на стол рядом с тарелкой, а ложку не подавал в тарелке с первым и вторым блюдом.
Ребенок 3-го года жизни во время еды еще может ошибаться, делать не так, как требует взрослый. Чаще всего это происходит от недостатка опыта и знаний. Но мы никогда не заостряли внимание детей на неправильных действиях, а учили, как надо сделать правильно. Например, если во время еды мы замечали, что ребенок берет пищу из тарелки не ложкой, а рукой или пьет суп через край тарелки, мы подходили к ребенку и тихо говорили: «Рома, возьми ложку и кушай. Вот какой ты молодец, правильно держишь ложку». Мы старались добиться того, чтобы дети во время приема пищи заботились о чистоте рук и лица. Проговаривали необходимость столовых приборов и салфеток.
Мы старались, чтобы прием пищи носил разностороннее развитие, т. е. для формирования нужных навыков и привычек проговаривали все действия взрослого и ребенка; для развития познаний ребенка и обогащения словаря называли свойства предметов, давали название блюд, из чего они приготовлены, называли качества; для развития мелкой моторики после использования гигиенической салфетки сминали ее пальцами, скатывали шарик или колбаску, а потом полученный материал использовали для изобразительной деятельности.