Заркуа Алена
Консультация для родителей «Развитие речи детей 6–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
Речь – это явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Через общение человека с другими людьми мы реализуем себя, как личность. Без оценки речевого развития невозможно судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста.
Речь имеет большое значение в психологическом развитии ребенка. Формирование ребенка как личности связано с развитием его речи. «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. Благодаря речи ребенок познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. При помощи речи человек выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания, делится впечатлениями о своем отношении к предметам и явлениям окружающей его действительности. В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие речи детей 6–7 лет“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
Показатели речевого развития детей 6-7 лет :
1. Звукопроизношение. К 7 годам ребенок должен уметь произносить все звуки родного языка.
2. Фонематический слух. Уметь слушать и слышать других, определять звуки на слух, различать оппозиционные звуки, дифференцировать мягкие и твердые звуки, определять на слух звонкие и глухие согласные.
3. Владение элементарными навыками звукового анализа: слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове, определять количество и последовательность звуков в слове, называть слова на заданный звук, правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».
4. Словарный запас. К 7 годам у ребенка должен быть достаточно большой словарный запас (около 3000 слов). В своей речи он должен активно использовать антонимы (например, горячий – холодный, друг – враг, синонимы (например, лошадь, жеребец, конь, слова-действия, слова-признаки. Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами, образовывать прилагательные от существительных.
5. Грамматический строй. В норме к 6-7 годам у ребенка сформированы: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением, правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами, самостоятельно находить ошибки и устранять их, составлять предложения по опорным словам и картинкам.
6. Связная речь. При пересказе обращается внимание на понимание ребенком текста, логическое построение рассказа, лексику, грамматику (правильное построение предложения, умение использовать сложные предложения, интонационную выразительность речи.
В наше время компьютеров и технологий дети мало проводят времени в обществе родителей (отдавая предпочтение компьютеру и телевизору нежели общению или из-за постоянной занятости родителей) и редко слушают рассказ, сказки от мамы или папы, а речевые развивающие занятия дома – совсем редкость.
Однако именно родители могут помочь ребенку избежать некоторых трудностей. Они должны помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Также нужно учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности ребенка в дальнейшем.
Чем могут помочь родители своему ребенку для развития речи :
1. Родители являются примером для своих детей, поэтому, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью.
2. Уделите особое внимание развитию произвольности : учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками, он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.
3. Старайтесь ежедневно заниматься с ребенком в области развития речи :
• тренируйте умения определять и объяснять свой выбор времени года на улице и картинках;
• проговаривайте с ребенком скороговорки и чистоговорки;
• развивайте слуховое внимание и восприятие;
• составляйте рассказы по картинкам и на основе впечатлений, следя за правильным произношением и дикцией ребёнка;
• развивайте связную речь, пересказывая любимые сказки и мультфильмы;
• тренируйте ребенка в назывании текущего месяца и последовательности дней недели;
• учите называть в определенном порядке адрес, имя и фамилию, а также имя и отчество родителей;
• развивайте у ребенка интерес к общению со сверстниками и взрослыми, умение легко вступать в контакт и находить выход из проблемных ситуаций общения.
Домашние занятия с детьми по развитию речи должны проводиться в течение всего дня. Например, по дороге в детский сад и домой, задавая вопросы ребенку, или в домашних условиях при организации совместных игр с ребенком.
Помните, что для ребенка 6-7 лет игра со взрослыми и сверстниками является основным способом развития речи. Поэтому в занятия, организованных в домашних условиях необходимо включать игровые элементы, заинтересовывая тем самым детей, давая мотивацию и настрой на успех.
4. Обязательно и как можно чаще читайте с детьми художественную литературу, разбирайте новые, непонятные слова, встреченные в тексте. Чтение играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное. Попросите ребенка рассказать понравившийся ему эпизод, рассмотрите вместе иллюстрации, а потом предложите самому нарисовать картинку по этому произведению.
5. Дети нуждаются в поддержке, поощрении, похвале со стороны взрослых, так как они стремятся быть самостоятельными. В этом возрасте они чётко улавливают оттенки настроения взрослых. По тону вашего голоса, по интонации ребенок может легко определить ваше отношение к нему, к происходящему, почувствовать напряжение, радость, огорчение.
Чаще общайтесь с ребёнком, показывайте, что сопереживаете ему, хотите понять его - и тогда он полностью раскроется перед вами, вы узнаете, что чувствует ваш ребенок, о чем думает.
От того, как вы будете разговаривать с ребёнком, насколько интонационно выразительна, мелодична, эмоционально окрашена будет ваша речь, зависит и качество речи малыша. Поправляя ошибки в его речи, вы заботитесь об его интеллектуальном развитии.
Старайтесь больше времени уделять своим детям!