Ирина Деменёва
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
ктуальной проблемой в наше время становится полноценное развитие детей начиная, с дошкольного возраста. Важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка является сформированная мелкая моторика.
Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности рук. Нормальное развитие речи ребенка очень тесно связано с развитием движений пальцев рук. Поскольку с возрастом ребенку потребуется точная, координированная работа кистей и пальцев, например, чтобы рисовать или одеваться, то развитию навыков мелкой моторики необходимо уделять много внимания.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие мелкой моторики у детей 3–4 лет“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Мышление ребенка находится на кончиках его пальцев.
Как же это понимать?
Исследованиями доказано, что развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики. Руки ребенка — это его глаза. Ведь ребенок мыслит чувствами — что ощущает, то и представляет. Руками можно сделать очень многое — играть, рисовать, обследовать, лепить, строить, обнимать и т. д. И чем лучше развита моторика, тем быстрее ребенок 3-4 лет адаптируется к окружающему его миру!
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Для развития мелкой моторики рук можно использовать разные игры и упражнения.
1. Пальчиковые игры –это общепринятое название занятий на развитие мелкой моторики у детей.
Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной. Во время «пальчиковых» игр ребенок более увлеченно занимается.
2. Оригами – конструирование из бумаги – это еще один способ развития мелкой моторики рук у ребенка, который к тому же, может стать еще и по-настоящему интересным семейным увлечением.
3. Шнуровка – это следующий вид игрушек, развивающих моторику рук у детей.
Игры-шнуровки направлены на утончение движений пальцев рук. Пальцы и кисти приобретают гибкость, подвижность, исчезает скованность движений. А хорошо развитая мелкая моторика напрямую влияет на устную речь ребенка.
Это эффективное, развивающее пособие для формирования четких движений рук у ребенка. Кроме того, игра поможет ребенку овладеть пространственным ориентированием, освоить такие категории, как “вверху” - “внизу”, “справа” - “слева”. Благодаря этой игре, у малышей будут развиваться глазомер, совершенствоваться творческие способности, формироваться навыки усидчивости, произвольного внимания, готовности руки к письму. Используя разноцветные шнурки, можно закрепить знания о цветовой гамме. А шнурки разной длины помогут ребенку усвоить такие понятия как «короче»-«длиннее».
Варианты игры:
- шнуровать шнурок в отверстие прямо по диагонали.
- шнуровка крест-накрест.
- шнуровка параллельным переплетением.
- шнуровка крестиком снизу и крестиком сверху.
завязывать шнурок и узелок в бантик.
Игры с песком, крупами, бусинками и другими сыпучими материалами - их можно нанизывать на тонкий шнурок или леску (можно использовать макароны, бусины, пересыпать ладошками или перекладывать пальчиками из одной емкости в другую, разрезать трубочку и так же продевать ее на веревочку т. д.
Кроме того, для развития мелкой моторики рук можно использовать:
• игры с глиной, пластилином или тестом. Детские ручки усердно трудятся с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции - раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т. д.
• рисование карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия
для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины, раскраски.
• мозаика, пазлы, конструктор – развивающий эффект этих игрушек тоже невозможно недооценить.
• застёгивание пуговиц, «Волшебные замочки» - играют немаловажную роль для пальцев рук.
Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.
Задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела, как перемотка ниток;
завязывание и развязывание узелков; уход за срезанными и живыми цветами; чистка металла водные процедуры, переливание воды.
Отлично подходит для развития мелкой моторики рисование пальчиковыми красками. Ребенку будет полезно и интересно изучить возможности собственной руки, ведь с помощью одной — единственной ладошки можно получить огромное количество самых разных отпечатков, а дополнив их собственной фантазией, превратить в настоящие шедевры. Можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом и живописным колоритом. Или — создавать интересные сюжетные картины. Например, отпечаток раскрытой ладошки пальчиками вниз может стать веселым осьминожкой, нужно только нарисовать ему глазки и ротик.
Еще один вариант игр это «Прищепки»
С помощью данной игры ребенок развивает ручки, так же с ее помощью можно закрепить знание цветов.
Так же можно предложить помыть посуду, предоставив в распоряжение ребенка пластиковые предметы, или собирание разрезных картинок, перебрать крупы (предварительно соединив различные крупы в одной миске, предложить ребенку перебрать и разделить их на 2 или болеем кучи).