Юсупова Светлана
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей»
Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией.
Первой формой общения первобытных людей были жесты, они сочетались с возгласами, выкриками.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие мелкой моторики у детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но долгое время она была связана с жестикулярной речью.
Движения пальцев рук постепенно совершенствовались. Из поколения в поколение люди выполняли все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти рук в мозге человека. Так развитие функции руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи у ребенка. Сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Если посмотреть на карту головного мозга, то видно, что двигательная речевая область расположена совсем рядом с двигательной областью, она является,собственно ее частью. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне навели мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребенка.
В невропатологии и дефектологии уже давно имелись наблюдения, говорившие о тесной связи функций речи и руки. Так, давно было известно, что при травме или кровоизлиянии в речевой моторной области в левом полушарии у человека не только утрачивается речь, но и тонкие движения пальцев осталось незатронутой (речевые области развиваются в полушарии мозга, противоположном доминирующей руке).
Развитие речевых областей в правом и левом полушарии в зависимости от того, является ли человек левшой или правшой, особенно убедительно показывает связь функций речи и руки.
Дефектологами сделаны очень интересные наблюдения. Сейчас установлено, что грубая переделка левши в правшу в большинстве случаев приводит к заиканию и другим расстройствам речи.
Убедительны так же факты, полученные при обучении звуковой речи глухих детей. Одних из этих детей с раннего возраста обучают общаться с людьми с помощью крупных жестов, выполняемых всей рукой, других обучают так называемой дактильной (пальцевой) азбуке. Когда пальцами изображают буквы и ребенок «пишет» слова. Когда глухие дети приходят в школу, и начинается обучение звуковой речи, оказывается, что те из них, которые разговаривали крупными жестами, поддаются обучению с большим трудом,чем те дети, которые ранее разговаривали пальцами. Эти дети очень легко и быстро овладевают звуковой речью.
Таким образом, говоря о развитии речи ребенка, нужно импеть ввиду не только тренировку артикуляционного аппарата, но и движения пальцев рук.
Результаты опытов, проведенные в лаборатории М. Кольцовой, показали, что тренировка пальцев рук на два с половиной месяца ускоряет процесс созревания речевых областей — у правшей в левом, а у левшей — в правом полушарии головного мозга. Эти данные говорят о том, что речевые области формруются под влиянием импульсов пальцев рук.
При подготовки руки ребенка к письму, мы часто сталкиваемся с такими явлениями, как вялость пальцев при удержании карандаша, ручки или, наоборот, чрезмерное напряжение и малая подвижность. Дети не удерживают строку, выходят за ее пределы.
При раскрашивании рисунков по контурам, дети на первых порах плохо координировали свои движения и выходили за рамки контуров. Трудность работы заключается так же в том, что при рисовании, письме необходимо захватить карандаш или ручку тремя пальцами и выполнять ими сгибательные и разгибательные движения, обеспечивающие начертание рисунка, буквы, а так же передвижения всей кистью вдоль строки. Причем положение пальцев во время письма не соответсвует положению при захватывании предметов, т. е. Требуется определенное переучивание врожденных движений пальцев.
Работа по устранению недостатков мелкой моторики проводится на фронтальных и подгрупповых занятиях, как част занятия (физминутка, а также на индивидуальных занятиях.
При развитии мелкой моторики учитывается следущее:
1. Дидактические задачи, которые ставятся перед ребенком, постепенно расширяются и усложняются. Давая ребенку новый материал, можно ставить перед ним лишь немногие задачи.
2. Детей необходимо обучать оптимальными способами решения новых дидактических задач.
3. Систематические упражнения в выполнении заданий являются необходимым условием для выработки прочных навыков и умений.
В работе используются методы и приемы, разработанные дидактикой.
Для развития мелкой моторики у детей с ТНР используют такие задания как : складывание гормошек из бумаги, раскладывание и вкладывание разборных игрушек, нанизывание парами, складывание из палочек, шпателей, спичек, геометрических фигур, элементов простых букв (П,Т,Х,Ш)- по образцу. В дальнейшем эти задания выполнются по указанию логопеда.
Для развития мелких движений хорошо использовать различные виды мозаик. Сначала берется материал более крупного размера, затем меньшего. Детям предлагается выложить рисунок из пластинок мозаики, имея перед глазами образец. Составить рисунок, основываясь на личном опыте. По указанию логопеда, самостоятельно составить бусы, где чередуются большие и маленькие бусины, красные и синие и т. д.
Для развития мелкой мускулатуры рук дети выпоня. т следующие упражнения :расстегивание и застегивание пуговиц на пальто и других вещах; завязывать и развязывать узел, бант;выполнять различные узоры, соблюдая принцип постоянного усложнения задания, на картонной табличке, где в определенной последовательности сделаны отверстия.
Основная роль отводится силовым приемам - «Давайте слепим морковку зайчику»,»Яблоко маме»,»Грибок брату».Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками, «Сорока-белобока», «Пальчики в лесу»,