Получи документы

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»

Карпенко Олеся
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»
▼ Скачать + Заказать документы

Дорогие родители!

Заботиться о своевременном развитии речи ребё нка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Публикация «Консультация для родителей „Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями“» размещена в разделах

Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы.

Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус и положительно сказываются на развитие речи ребенка.

В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействия. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства.

Ладушки – самая популярная игра в ладони

Ла-душ-ки!

Ла-душ-ки! На первый слог раскрытые ладони партнёров соприкасаются (отбивка ритма). На два других слога партнёры хлопают в ладоши.

Повтор движений рук.

Где были? Партнёры разводят в стороны ладони рук, «удивляются».

У ба-буш-ки!

Что е-ли?

На каждый слог раскрытые ладони партнёров соприкасаются (отбивка ритма).

Каш-ку. При произнесении каждого слога партнёра хлопают в ладоши.

Что пи-ли? На каждый слог раскрытые ладони партнёров вновь соприкасаются (отбивка ритма).

Браж-ку! При произнесении каждого слога партнёра хлопают в ладоши.

Варианты игры «Ладушки»

Частично меняем речевое сопровождение

… Что е-ли?

Каш-ку.

В го-лу-бой чаш-ке! На каждый слог последних слов раскрытые ладони партнёров соприкасаются (отбивка ритма).

… Что е-ли?

Каш-ку.

В го-лу-бой чаш-ке!

Мас-лом по-ли-ва-ли!

Мё-да под-бав-ля-ли! На первый слог партнёры хлопают в свои ладоши, на второй слог – отбивают ритм касанием ладоней друг друга и так далее поочерёдно.

… Хо-ро-ша каш-ка! Каждый партнёр в такт первому слову совершает хлопки ладонями слева от себя (у левого уха, а в такт второму слову – справа от себя. Голова чуть наклоняется в сторону движения рук.

… У де-точ-ки в чаш-ке! На первый слог партнёры хлопают в ладоши, на второй слог – отбивают ритм касанием ладоней друг друга и так далее поочерёдно.

Курочка – рябушечка

Ку-роч-ка ря-бу-шеч-ка,

Ку-да и-дёшь?

Слова произносит взрослый, ребёнок вторит ему по своему желанию. На первый слог партнёры хлопают в ладоши, на второй слог – отбивают ритм касанием ладоней друг друга. В дальнейшем при произнесении вопросов движения рук остаются точно такими же.

На по-люш-ко.

Инициатива произнесения ответных слов принадлежит ребёнку. При произнесении каждого слога партнёры хлопают в ладоши. В дальнейшем при произнесении вопросов движения рук остаются точно такими же.

Ку-роч-ка ря-бу-шеч-ка,

За чем и-дёшь? Вопрос произносит взрослый.

За зёр-ныш-ком. Отвечает ребёнок.

Ку-роч-ка ря-бу-шеч-ка,

Ко-му не-сёшь? Вопрос произносит взрослый.

Цы-пля-точ-кам. Отвечает ребёнок.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук.

Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно. На примере простых упражнений на развитие общей моторики — движений рук, ног, туловища— можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять их.

Наряду с развитием моторики будут развиваться внимание и память, речь.

Игры со счётными палочками

"Мышка" – выкладывание из палочек.

Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

Мышка маленькая в норке

Тихо грызла хлеба корку.

"Хрум, хрум" –

Что за шум?

Это мышка в норке

Хлебные ест корки.

«Мышки»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

Материал: на картинке нарисованы: кошка притаилась, мышки убегают по дорожке (дорожка из кружков) :

Методические рекомендации: " Помоги мышкам добежать до норки: прошагай тремя пальчиками правой руки по кружкам

указательный, средний, безымянный (в центре средний);

средний, безымянный, мизинец (в центре безымянный);

большой, указательный, средний (в центре указательный).

«Ёлка из лесу пришла»

Цель: совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию, активизировать словарь: "елка", "иголки", "лапы".

I -й вариант: выкладывание из счетных палочек контура елки по картинке, предложенной ребенку.

II -й вариант: выкладывание из треугольников (маленький, средний, большой) контура елки.

Елочка зеленая

выросла в лесу.

Елочку на праздник

я домой несу.

Как у нашей елки

колючие иголки,

Ветки – лапы называются,

дети удивляются!

Кроме игр со счётными палочками, существуют и различная пальчиковая гимнастика, способствующая развитию мелкой моторики, координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.

Пальчиковая гимнастика

Готовит малыша к счёту;

В других – ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше сформировать межполушарное взаимодействие;

В третьих – осознать понятия «выше» и «ниже», «верх» и «низ», «право» и «лево»;

В четвёртых – научиться лучше чувствовать собственное тело и координировать его в пространстве.

«Капуста»

Совершаются движения прямыми ладонями вверх-вниз, затем поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, после потрите кулачок о кулачок. Завершается гимнастика простым сжатием и разжатием кулачков.

Мы капусту рубим, рубим.

Мы капусту режем, режем.

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту трём, трём.

Мы капусту жмём, жмём.

«Ёжик колкий»

Ёжик, ёжик колкий, покажи иголки.

(Руки в замочек. Наклоны вправо и влево.)

Вот они, вот они.

(Поднимаем и опускаем пальцы.)

Ёжик, ёжик колкий, убери иголки.

(Оставляем пальцы поднятыми.)

Вот так, вот так.

(Опускаем пальцы.)

«Перчатка»

Весёлая мышка

Перчатку нашла,

(Раскрываем ладошку, пальцы растопырены - «перчатка». Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх).

Гнездо в ней устроив,

(Складываем ладоши "ковшом").

Мышат позвала.

(Сгибаем - разгибаем пальцы "зовущий" жест).

Им корочку хлеба

Дала покусать,

(Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков).

Погладила (отшлёпала) всех

(Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).

И отправила спать.

(Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Игры со шнуровкой как средство развития мелкой моторики» Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. О влиянии мелкой моторики на интеллектуальное.

Консультация для родителей «Конструирование из деталей настольного конструктора как средство развития мелкой моторики» Любое конструирование безусловно является эффективным средством развития мелкой моторики рук. Также оно способствует развитию и совершенствованию.

Консультация для родителей «Лепка из снега как средство развития мелкой моторики и тактильного восприятия» Лепка из любого материала (пластилина, глины, теста и т. д.)является прекрасным средством развития мелкой моторики, которое оказывает положительное.

Консультация для родителей «Пластилинография как средство развития мелкой моторики» Проблема развития мелкой моторики рук дошкольников является одной из актуальных проблем в дошкольной педагогике. Развитие тонкой моторики.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Консультация для родителей «Вышивание как средство развития мелкой моторики» «Рука - вытекший наружу мозг!» (Кант) Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем,.

Консультация «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями» Сенсорное развитие ребенка — это развитие восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»
Опубликовано: 19 сентября 2020 в 03:29
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»» (включая файлы) размещена пользователем Карпенко Олеся (УИ 2411476) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД