Карпенко Олеся
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»
▼ Скачать + Заказать документы
Дорогие родители!
Заботиться о своевременном развитии речи ребё нка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы.
Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.
В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус и положительно сказываются на развитие речи ребенка.
В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействия. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства.
Ладушки – самая популярная игра в ладони
Ла-душ-ки!
Ла-душ-ки! На первый слог раскрытые ладони партнёров соприкасаются (отбивка ритма). На два других слога партнёры хлопают в ладоши.
Повтор движений рук.
Где были? Партнёры разводят в стороны ладони рук, «удивляются».
У ба-буш-ки!
Что е-ли?
На каждый слог раскрытые ладони партнёров соприкасаются (отбивка ритма).
Каш-ку. При произнесении каждого слога партнёра хлопают в ладоши.
Что пи-ли? На каждый слог раскрытые ладони партнёров вновь соприкасаются (отбивка ритма).
Браж-ку! При произнесении каждого слога партнёра хлопают в ладоши.
Варианты игры «Ладушки»
Частично меняем речевое сопровождение
… Что е-ли?
Каш-ку.
В го-лу-бой чаш-ке! На каждый слог последних слов раскрытые ладони партнёров соприкасаются (отбивка ритма).
… Что е-ли?
Каш-ку.
В го-лу-бой чаш-ке!
Мас-лом по-ли-ва-ли!
Мё-да под-бав-ля-ли! На первый слог партнёры хлопают в свои ладоши, на второй слог – отбивают ритм касанием ладоней друг друга и так далее поочерёдно.
… Хо-ро-ша каш-ка! Каждый партнёр в такт первому слову совершает хлопки ладонями слева от себя (у левого уха, а в такт второму слову – справа от себя. Голова чуть наклоняется в сторону движения рук.
… У де-точ-ки в чаш-ке! На первый слог партнёры хлопают в ладоши, на второй слог – отбивают ритм касанием ладоней друг друга и так далее поочерёдно.
Курочка – рябушечка
Ку-роч-ка ря-бу-шеч-ка,
Ку-да и-дёшь?
Слова произносит взрослый, ребёнок вторит ему по своему желанию. На первый слог партнёры хлопают в ладоши, на второй слог – отбивают ритм касанием ладоней друг друга. В дальнейшем при произнесении вопросов движения рук остаются точно такими же.
На по-люш-ко.
Инициатива произнесения ответных слов принадлежит ребёнку. При произнесении каждого слога партнёры хлопают в ладоши. В дальнейшем при произнесении вопросов движения рук остаются точно такими же.
Ку-роч-ка ря-бу-шеч-ка,
За чем и-дёшь? Вопрос произносит взрослый.
За зёр-ныш-ком. Отвечает ребёнок.
Ку-роч-ка ря-бу-шеч-ка,
Ко-му не-сёшь? Вопрос произносит взрослый.
Цы-пля-точ-кам. Отвечает ребёнок.
Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук.
Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно. На примере простых упражнений на развитие общей моторики — движений рук, ног, туловища— можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять их.
Наряду с развитием моторики будут развиваться внимание и память, речь.
Игры со счётными палочками
"Мышка" – выкладывание из палочек.
Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
Мышка маленькая в норке
Тихо грызла хлеба корку.
"Хрум, хрум" –
Что за шум?
Это мышка в норке
Хлебные ест корки.
«Мышки»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
Материал: на картинке нарисованы: кошка притаилась, мышки убегают по дорожке (дорожка из кружков) :
Методические рекомендации: " Помоги мышкам добежать до норки: прошагай тремя пальчиками правой руки по кружкам
указательный, средний, безымянный (в центре средний);
средний, безымянный, мизинец (в центре безымянный);
большой, указательный, средний (в центре указательный).
«Ёлка из лесу пришла»
Цель: совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию, активизировать словарь: "елка", "иголки", "лапы".
I -й вариант: выкладывание из счетных палочек контура елки по картинке, предложенной ребенку.
II -й вариант: выкладывание из треугольников (маленький, средний, большой) контура елки.
Елочка зеленая
выросла в лесу.
Елочку на праздник
я домой несу.
Как у нашей елки
колючие иголки,
Ветки – лапы называются,
дети удивляются!
Кроме игр со счётными палочками, существуют и различная пальчиковая гимнастика, способствующая развитию мелкой моторики, координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.
Пальчиковая гимнастика
Готовит малыша к счёту;
В других – ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше сформировать межполушарное взаимодействие;
В третьих – осознать понятия «выше» и «ниже», «верх» и «низ», «право» и «лево»;
В четвёртых – научиться лучше чувствовать собственное тело и координировать его в пространстве.
«Капуста»
Совершаются движения прямыми ладонями вверх-вниз, затем поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, после потрите кулачок о кулачок. Завершается гимнастика простым сжатием и разжатием кулачков.
Мы капусту рубим, рубим.
Мы капусту режем, режем.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту трём, трём.
Мы капусту жмём, жмём.
«Ёжик колкий»
Ёжик, ёжик колкий, покажи иголки.
(Руки в замочек. Наклоны вправо и влево.)
Вот они, вот они.
(Поднимаем и опускаем пальцы.)
Ёжик, ёжик колкий, убери иголки.
(Оставляем пальцы поднятыми.)
Вот так, вот так.
(Опускаем пальцы.)
«Перчатка»
Весёлая мышка
Перчатку нашла,
(Раскрываем ладошку, пальцы растопырены - «перчатка». Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх).
Гнездо в ней устроив,
(Складываем ладоши "ковшом").
Мышат позвала.
(Сгибаем - разгибаем пальцы "зовущий" жест).
Им корочку хлеба
Дала покусать,
(Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков).
Погладила (отшлёпала) всех
(Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).
И отправила спать.
(Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).