Чистоусова Марина Владимировна
Консультация для родителей «Развитие лексико-грамматических категорий» ко Дню защитника Отечества
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей "Развитие лексико- грамматических категорий".
День защитника Отечества
Если 4-5 летний ребенок хорошо слышит, но говорит мало и неразборчиво, может оказаться, что у него общее недоразвитие речи. Это сложный дефект, коррекция которого требует немалых усилий со стороны логопедов, воспитателей и, естественно, родителей.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие лексико-грамматических категорий“ ко Дню защитника Отечества» размещена в разделах
- День защитника Отечества. 23 февраля
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Недоразвитие речи может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова во фразы, до развернутой речи с элементами лексико-грамматического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики. У таких детей словарный запас составляет около трех тысяч слов, в нем отсутствуют или наличествуют в искаженном виде менее употребительные слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий, их признаков. Наиболее характерные лексические трудности касаются знания и названия:
- частей предметов, и объектов,
- приставочных глаголов,
- антонимов,
- относительных прилагательных.
1. «Кто защищает Отечество»
Цель: Образовывать имена существительные с помощью суффиксов –ЧИК, - ИСТ.
Предложите ребенку образовать новые слова.
Стреляет из автомата - автоматчик,
Летает на вертолете - вертолетчик,
Запускает ракету - ракетчик,
Идет в разведку - разведчик,
Служит на границе - пограничник,
Стреляет из пулемета - пулеметчик.
Управляет танком - танкист,
Прыгает с парашютом - парашютист,
Служит в артиллерии - артиллерист.
2. «Кто чем управляет?»
Цель: Закреплять умение употреблять существительные в форме творительного падежа.
Попросите ребенка дать полный ответ на вопрос:
Кто управляет самолетом? (Самолетом управляет летчик).
Кто управляет танком? (Танком управляет танкист).
Кто управляет вертолетом? (Вертолетом управляет вертолетчик).
3. «Сосчитай технику»
Цель: Согласовать имена числительные с существительными.
Предложите ребенку сосчитать технику. Взрослый называет числительное, ребенок продолжает фразу, называя существительное.
Сосчитаем танки: один танк, три танка, пять танков.
Сосчитаем пушки: одна пушка, три пушки, пять пушек.
4. «Один – много»
Цель: Образование существительных множественного числа в родительном падеже.
Один солдат - много солдат,
Один самолет – много самолетов,
Один боец – много бойцов,
Один летчик – много …
Один корабль – много…
Если ребенок не говорит или ему трудно произнести сложные слова, родители все проговаривают за него. Игры требуют многократного повторения, тогда они имеют эффект и остаются в памяти ребенка.