Ольга Сафонова
Консультация для родителей «Растём и развиваемся, играя!»
▼ Скачать
В современном мире многие родители озабочены ранним развитием ребенка, почти с пеленок водят его в развивающие студии, многочисленные кружки и секции. Ребенка учат буквам, как только он начинает ходить. Стремление вырастить из ребенка гения приводит к обесцениванию простой игры. Она кажется родителям пустой тратой времени. Так ли это на самом деле? Какова польза игр для детей?
Да, часто дети в процессе игр могут причинять некоторые неудобства или испортить наведенный порядок. Но сравнимы ли эти потери с тем, что получает ребенок во время простых игр? Так зачем детям нужны игры?
Публикация «Консультация для родителей „Растём и развиваемся, играя!“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
Дело не только в развлечениях. Вспомним, что в каждом возрасте у человека есть ведущий вид деятельности. Это то занятие, в процессе которого происходит рост, обучение, формирование личности, развитие всех навыков, знаний и умений. И для ребенка таковой деятельностью является именно игра.
Что дает игра детям разного возраста?
Для самых маленьких характерно манипулирование предметами. Они изучают материальный мир. Они могут рассматривать предметы, совершать с ними непонятные действия, пробуют их на вкус, нюхают. Им интересно, как падает камень, поэтому они будут бросать его много раз и наблюдать за падением. Их завораживает процесс пересыпания песка. Песчинка к песчинке. Ну чем не волшебство!
Самое главное — все эти действия совершает сам ребенок. Он может влиять на предметы, передвигать их. Это он создает звук падающего камня и бегущей воды. Ох, каким же великим он себя чувствует в это время, как хочет поделиться с вами своими достижениями! А сколько интересных вещей вокруг!
На уровне предметной игры ребенка еще мало интересуют сверстники, общение. Все их внимание сосредоточено на себе, окружающих предметах, их физических свойствах и изучении своей способности на эти предметы влиять.
Постепенно ребенок начинает не только бросать предметы и пробовать их «на зуб», но и изучать их общепринятые свойства, уделять внимание функциям. Ложкой можно кушать, машинка катится, из кубиков строят башню.
И, наконец, примерно к трем годам в играх ребенка появляются сюжеты и развивается важнейшая способность – действовать в плане представлений. Именно в игре ребёнок действует с одним предметом, представляя на его месте другой. Он «видит» себя в разных ролях, строит в воображении сюжет игры.
Малыш придумывает фантастические истории, строит новые миры. Он становится продавцом или поваром, мамой или папой, воспитателем или врачом. За день можно прожить множество жизней, побывать в самых различных образах, пережить самые непредсказуемые ситуации. Ребенок пробует различные социальные роли, примеряет их на себя, усваивает и необходимые для этих ролей нормы поведения. Так в игре развивается способность ориентироваться в сфере норм и правил человеческих отношений.
Игры способствуют развитию воображения ребенка, фантазии, творческого потенциала. Малыш учится проживать самые разные чувства. Сегодня он злой волк, а завтра трусливый заяц или храбрый лев. Он учится, помогает себе понять, как это: злиться, бояться, сражаться.
Игры очень важны для социально-психического созревания. Чем более разнообразная информация поступает в мозг ребёнка, тем интенсивнее протекает интеллектуальное и психическое развитие. Прежде чем войти в реальную жизнь, ребёнок должен пройти фазу свободного своего проявления, чтобы сформироваться, окрепнуть, приобрести независимость и социальный опыт.
Групповой характер сюжетно-ролевой игры развивает и способность координировать свои действия с другими. Ребёнок должен обязательно соотносить свои желания с желаниями других детей, иначе он просто не будет принят в игру. Ему необходимо уметь общаться, устанавливать со сверстниками определённые отношения.
Играя, ребёнок вживается в различные образы, знакомится с многообразием социальной действительности. Вступая в общение, он познаёт свой внутренний мир и отношение людей, переживает радость и неудачи. Сначала он только подражает, затем проходит период осмысления, чтобы в дальнейшем уже самостоятельно определять собственные социально-психологические мотивы, установки, ориентиры.
Для ребёнка самая большая радость в игре – это удовлетворение естественной потребности в общении, эмоционального контакта с другими детьми, и взрослыми, возможность проявления своих чувств.
Игра, которую ещё принято называть «спутником жизни», тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает; в игре активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.