Ченикало Анна
Консультация для родителей «Ранняя профилактика нарушений речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Ранняя профилактика нарушений речевого и психо-эмоционального развития у детей или как не упустить природные возможности.
В древние времена широко бытовала уверенность в том, что животные, как и мы, люди, умеют говорить между собой, но тщательно скрывают это, опасаясь безграничной власти человека. Минули века, человечество избавилось от наивной веры в существование развитой речи у животных. Давно известно, что умение говорить – привилегия человека и РЕЧЬ является одной из его важнейших психических функций.
Публикация «Консультация для родителей „Ранняя профилактика нарушений речи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Звуковые, жестовые и химические (запаховые) сигналы животных являются врожденными, а на овладение ЯЗЫКОМ уходят целые годы человеческой жизни. Влияние окружающего информационного поля на формирование личности ребенка бесспорно и для нормального социально-эмоционального и умственного развития малыша необходимы благоприятные, в том числе и речевые, условия в период новорожденности (постнатальный период). Но, как оказалось, и внутриутробный онтогенез способен подвергаться речевому воздействию извне.
Практически все ученые древности предписывали уединение, доброе беспроблемное и спокойное ОБЩЕНИЕ матери, других родственников с БУДУЩИМ ЧЕЛОВЕКОМ. Например, в Древнем Китае, где существовали пренатальные клиники, беременные женщины проводили время в бережном спокойствии и красоте. В Древней Греции беременным покупали вазу или картину с изображением совершенных богов, давали слушать мелодичную музыку. … И не зря! Современной наукой доказано, что такие условия способствуют выработке «позитивных» гормонов, которые воздействуют на гармоничное формирование плода, его отдельных органов и систем.
По данным исследований ученых С-Петербургского Института мозга им. В. И. Бехтерева, Северного Международного Университета в Магадане, французской Национальной Ассоциации пренатального воспитания – эмбрион начинает понимать обращенную речь на 20й неделе своего существования! Еще не сформированы ни слуховой, ни зрительный анализаторы, а зародыш уже реагирует на речь!
Механизм восприятия следующий: мать реагирует на слово, которое стимулирует в ее организме определенные биохимические процессы (выделение надпочечниками гормонов стресса или гипоталамическими структурами - гормонов радости и т. п., и для ребенка в утробе слово, услышанное матерью, трансформируется в материю – гормон, который вызывает самостоятельную реакцию плода на поступившую информацию.
Академик Российской Академии естествознания, доктор медицинских наук, профессор Эдуард Евгеньевич Шуберт приводит пример отрицательного речевого воздействия на плод: «Мать вынашивает ребенка. Приходит с работы отец и начинает ныть: «Все плохо. Зарплату не дали. Жизнь ужасна. Просвета нет…» и т. д. Какой появится ребенок? Ясно же раздраженный, больной, настроенный на негативное восприятие мира. Почему? Слово опечаленного отца вызвало гормональный дискомфорт в утробе, больно отрикошетило на развивающийся плод. И это удар более сильный, чем прямое физическое воздействие».
Андрэ Бертин, Президент Французской национальной Ассоциации пренатального воспитания, считает, что мать способна при помощи СЛОВЕСНОГО воздействия сформировать тип будущего человека уже во внутриутробном периоде и даже предопределить его профессиональные предпочтения и установку на здоровый образ жизни. Как оказалось, яркие события пренатального периода на всю жизнь остаются в подсознании человека и могут быть «извлечены» оттуда под воздействием гипноза.
Профессор Э. Е. Шуберт, основываясь на данных о том, что ЦНС готова к восприятию социальной информации к 140-141 дню развития новой жизни в чреве матери, считает, что именно с этого времени следует активно социализировать (воспитывать с прицелом на будущую роль человека в обществе) зародившуюся личность :
«Многие музыканты, литераторы, художники были в пренатальный период прямо или косвенно подвержены мощному культурному воздействию, возможно, в общественных отношениях беременной матери… Чем раньше личность будет вовлечена в этот процесс, тем активнее и плодотворнее окажется развитие. А от «панка» может родиться только «панк».
У немцев есть интересная пословица: «Кто не слушает родителей в молодости, тот будет слушать палача в старости».
Но что считать «молодостью», в каком возрасте следует прислушиваться к родительским назиданиям, если понимать их мы способны уже на 20й неделе своего существования?
Дальнейшее развитие восприятия речи ребенком в процессе общения со взрослыми формируется в постнатальном периоде при участии зрительного, слухового и тактильного анализаторов.
Последовательность психомоторного развития тесно связана с этапами созревания мозга и усложняющимися условиями взаимодействия малыша с окружающей средой.
15 миллиардов обособленных клеток новорожденного человеческого мозга способны в дальнейшем к эффективной работе только в случае объединения в единую систему за счет образования межнейронных связей. Наиболее активно эти связи образуются с момента рождения ребенка до 3х лет. За первые 6 месяцев после рождения мозг малыша, в атмосфере трепетно-познавательного общения с родными, способен достигнуть 50% своего взрослого потенциала, а к 3м годам – 80%. Именно в этот период формируется его фундаментальная способность принимать сигналы извне, создавать образы внешних предметов и явлений и запоминать, т. е. создается та самая основа, на которой держится все дальнейшее интеллектуальное развитие ребенка.
Шестимесячный ребенок реагирует на мать, проявляет интерес к окружающим предметам. Но АКТИВНЕЕ он ОТКЛИКАЕТСЯ на ласковый ГОЛОС, обращенную РЕЧЬ, чем на звучащую игрушку.
В присутствии взрослого ребенок с большим удовольствием гулит, а затем и лепечет. Со второго полугодия появляются подражания слогам. Именно тогда развивается способность узнавать предметы, соотносить их зрительные образы с названиями. Он все более уверенно по просьбе мамы показывает зайку, мишку или киску… Эмоционально положительное общение взрослого с младенцем формирует у него КОММУНИКАТИВНУЮ потребность и стимулирует развитие речи.
К концу года, при соответствующем общении, ребенок понимает и выполняет несколько словесных команд. Но если у малыша нет адекватной реакции на обращенную речь, следует проверить у него слух, проконсультироваться у специалистов по поводу его психического развития.
В преддошкольном возрасте (от 1 года до 3х лет) наиболее активно развивается произносительная сторона речи. В связи с этим необходимо, чтобы малыш имел возможность подражать правильным речевым образцам. Кроме того, следует обращать внимание на развитие речевого дыхания и голоса. Важно научить его говорить на выдохе, упражнять в изменении громкости и высоты голоса. В работе над выразительностью речи незаменимы народные потешки или придуманные мамой собственные милые смешные песенки. Они создают положительный эмоциональный настрой на общение, а на этом фоне легко упражняться в формировании темпа, ритма речи, интонации. Полезно произносить забавные песенки на выдохе с разными оттенками и громкостью голоса. Одновременно в процессе двигательных реакций развивается зрительно-моторная координация движений.
Многочисленными научными исследованиями установлено, что ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТА человека закладываются в первые годы его жизни – от рождения до 3-4х лет. Попытаться продлить этот благоприятный для полноценного развития малыша период возможно только за счет РАЗВИВАЮЩЕГО ОБЩЕНИЯ с ребенком. В любых совместных играх взрослых с малышом, во время прогулок можно и нужно найти возможности для пополнения объема знаний об окружающем мире, интересно рассказать что-то новое, волшебно превратить обыденность в сказку…
Молодые родители должны знать : нельзя пускать на самотек в плане развития такой важный период в жизни любого человека!
И ещё : по мнению нейрогенетиков, ритмично упражняя мозг и мышцы, можно запустить в работу так называемые параллельные гены, которые помогут раскрытию новых резервов организма. Дело в том, что ДНК содержит несколько генов, отвечающих за одни и те же функции. В рабочем состоянии пребывает только один ген. Если же регулярными тренировками запустить в работу параллельный ген, то он сохранит свою активность и у потомков. Только нельзя забывать, что все хорошо в меру: разумные нагрузки следует обязательно чередовать с одним-двумя перерывами на дневной сон. Тогда эффективность занятий заметно возрастает.
Важно уточнить, что уникальная способность мозга бурно развиваться в нежном возрасте присуща и детям с отклонениями в развитии, чей мозг частично пострадал в результате родовых травм, асфиксий, перенесенных нейроинфекций и прочих причин, вызывающих задержку психомоторного развития. Несмотря на уникальность компенсаторных возможностей мозга, они все же не безграничны, но вовремя начатая, а именно в самом раннем возрасте, коррекционная работа является наиболее результативной.
Знаменитому американскому профессору Глену Доману, руководителю Филадельфийского Института Развития Человеческого Потенциала, принадлежит высказывание: «Во время периода жизни от одного до пяти лет ребенку абсолютно необходимо учиться. И разве не чудесно то, что всемогущая природа наделила его любовью к обучению? Разве не ужасно, что мы не понимаем потребностей ребенка, что на пути, предначертанном природой, воздвигаем множество преград?»
Послушайте, как перекликается по смыслу этот итог многолетних исследований американского ученого психоневролога со словами нашего отечественного гения Л. Н. Толстого, столетие со дня смерти которого весь мир отмечал 20 ноября 2010 года: «От рождения до пяти лет – целая жизнь, от пяти лет до меня нынешнего – одно мгновение».
Позволю себе дополнить: а какова будет интеллектуальная наполненность жизни человека, его способность к ясному выражению мыслей, умение плодотворно контактировать с окружающим миром, во многом зависит от родительской и педагогической МУДРОСТИ его ПЕРВОГО ВЗРОСЛОГО ОКРУЖЕНИЯ.
О. Федотова, учитель-логопед.
Список литературы:
1. Бертин А. «Воспитание в утробе матери или Рассказ об упущенных возможностях». М., 1988 г.
2. Выготский Л. С. «Мышление и речь». М., 1982 г.
3. Сватовская А. «Уроки Домана». СПб., 2007 г.
4. Цветкова Л. С. «Мозг и интеллект». М., 2002 г.
5. Шубин Э. Е. «Воспитание в утробе: можно и нужно». М., 2001 г.