Елена Бирюкова
Консультация для родителей «Ранний возраст — уникальный период онтогенеза»
▼ Скачать + Заказать документы
«Ранний возраст – уникальный период онтогенеза»
«Ранний возраст – уникальный период онтогенеза».
Детские годы – наверное, самый важный период жизни человека, когда формируется личность, характер, отношение к себе и другим. Это еще и период самого интенсивного развития. Ни в каком другом возрасте человек не проходит так много качественно своеобразных этапов своей жизни, как в раннем и дошкольном возрасте.
Публикация «Консультация для родителей „Ранний возраст — уникальный период онтогенеза“» размещена в разделах
Ранний возраст мы будем рассматривать как стабильный период детской жизни между кризисами одного года и трех лет, который вместе с младенчеством составляет эпоху раннего детства. (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин).
Чем же так уникален ранний возраст в жизни человека?
Развитие ребенка в период раннего детства отличается, прежде всего, высокой динамичностью, наиболее интенсивным темпом. Интенсивный темп развития связан с такой особенностью, как высокая пластичность (то есть способность легко изменяться под влиянием внешних воздействий, обусловливающая богатейшие потенциальные возможности развития.
Например, Алина родилась и первые два года жизни жила в Казани, где общение происходило только на татарском языке. В 2 года девочку привезли в Пермский край и отдали в садик, где все говорят на русском языке. При поступлении в сад Алина не знала русского языка, поэтому не могла общаться и очень плохо адаптировалась. Понимая возникшие трудности, родители и воспитатели стали больше уделять внимание общению с девочкой на русском языке и уже через 2 месяца Алина называла предметы в группе, могла высказать свою просьбу, составляла простые предложения. К трем годам девочка свободно общалась как на татарском (с родителями, так и на русском языках.
Следующая особенность развития, ярко проявляющаяся в первые три года жизни, – это его неравномерность (гетерохронность, обусловливающая выделение так называемых ведущих линий развития.
Ведущими линиями развития называются выделяемые на определенном возрастном отрезке направления, в рамках которых отмечается наибольшая динамика и пластичность формирования и развития умений, определяющих поведение ребенка данного возраста и имеющих прогрессивное значение в дальнейшей жизни.
Примерно к двум годам ведущей линией развития становится речевая сфера. Если до этого времени не развивать речь ребенка, не общаться с ним, то он никогда в своей жизни не научится говорить. Индийский ученый Рид Синх нашел и взял к себе на воспитание девочку, воспитывавшуюся в волчьей стае. Ей было около шести лет. Она прожила у него 10 лет, но ученый так и не смог научить девочку говорить на человеческом языке.
Неравномерность развития необходимо отличать от его скачкообразности, проявляющейся в чередовании периодов некоторого замедления в развитии и скачков, когда на протяжении короткого времени происходят значительные количественные и качественные изменения.
Периоду раннего детства свойственна и такая особенность как наиболее тесная взаимосвязь состояния здоровья, физического и психического развития. Например, при поступлении в детский сад ребенок начинает часто болеть. Это связано с его эмоциональным дискомфортом, отрывом от мамы. Но когда ребенок адаптируется к детскому саду, он болеет намного реже.
В раннем детстве, в сравнении с другими возрастными периодами, наиболее выражены индивидуальные различия в развитии малышей.
Развитие ребенка в период раннего детства отличается наиболее выраженной зависимостью от воздействий взрослого. Если бы рядом с новорожденным не было взрослого, он не прожил бы и нескольких часов. Было замечено, что дети, находящиеся в домах малютки, которых взрослые редко берут на руки, мало с ними общаются, значительно отстают в развитии от своих сверстников, которые живут в семье. Они позже начинают держать голову, ходить, разговаривать и т. д.
Таким образом, ранний возраст – наиболее ответственный период в жизни человека, в это время закладывается фундамент будущей личности. К сожалению, большинство взрослых недооценивает значимость первых трех лет жизни ребенка, не задумывается над тем, что они делают каждый день. Ведь этот день может быть равен месяцам, а то и годам последующей жизни.
Поэтому каждый педагог и родитель, взявший на себя обязательства по воспитанию ребенка раннего возраста, должен всегда помнить слова американского психолога Джона Уотсона: «Если испортить ребенка, а сделать это можно за несколько дней, то кто поручится, что этот вред в дальнейшем удастся исправить?».