Ольга Мастьянова
Консультация для родителей «Раннее обучение чтению»
▼ Скачать + Заказать документы
Современных родителей уже не нужно убеждать в том, что лучше научить ребенка читать до школы. Но остается еще много вопросов, на которые нет однозначного ответа. Первый вопрос, который часто задают родители, это вопрос о возрасте, с которого нужно начинать обучение. Уже давно и ученые и практики, работающие с детьми, пришли к выводу, что качественно мозг ребенка развивается до 5-6 лет, а затем идет количественное накопление информации. Именно поэтому японцы говорят, что главное - набрать хороших специалистов в детские сады. Следовательно, верхняя граница - 5-6 лет. А вот нижняя граница зависит от развития самого ребенка. В конце прошлого века появились рекорды раннего чтения : год и даже полгода. Но можно ли это назвать чтением? Является ли такое чтение осмысленным? Откликается ли душа ребенка эмоционально на содержание прочитанного? Думаю, что нет. Поэтому можно выделить несколько условий, которые необходимы для начала обучению чтению. Во-первых, ребенок уже должен говорить фразами. Во-вторых, иметь определенный словарный запас. В-третьих, должен быть готов физиологически. Поэтому нижняя граница возраста индивидуальна, но колеблется от 2 до 5 лет. Еще один вопрос, который задают родители, нужно ли это учителям? Есть такое мнение, что родители учат читать неправильно, а учителям приходится переучивать, что всегда труднее. Как педагог скажу от имени всех – это миф, скорее придуманный самими родителями, как оправдание собственной лени и безответственности. Некоторые родители считают, что до школы достаточно развивать ребенка, а научить должны учителя. На это могу сказать, что процесс развития невозможен без обучения. Вообще, три эти процесса (обучение, развитие и воспитание) так же неотделимы друг от друга, как нераздельны в человеке телесное, интеллектуальное и психическое. Ребенок научившийся читать до школы чувствует себя увереннее, имеет хорошую самооценку, хорошо понимает содержание вопросов, заданий, задач, а, значит, имеет больше шансов выполнить их правильно. Он чище говорит, так как обучение чтению предполагает регулярное четкое проговаривание звуков, грамотнее пишет. Если ученик в начале первого класса уже читает 30-40 слов в минуту, то к концу четвертого класса его скорость чтения достигает 100-120 слов в минуту. А именно такая скорость чтения необходима для успешного обучения в старших классах. Как часто дети и родители жалуются на то, что учителя много задают домой. Но причина не в объеме домашнего задания, а в скорости чтения. Хорошо читающий ребенок учится легко и радостно. А это залог его психического здоровья. А теперь несколько практических советов.
Публикация «Консультация для родителей „Раннее обучение чтению“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
1. Начинать учить буквы можно раньше, чем начинать обучать чтению. Для этого используются яркие красочные таблицы, плакаты, кубики. Этот наглядный материал надо чаще менять.
2. Прежде чем начинать занятия необходимо изучить существующие методики, их не так много, и найти в Интернете ссылки на литературу не сложно. Изучить необходимо именно литературу, а не статьи на сайтах. А затем сделать выбор, по какой методике вы будете заниматься с ребенком.
3. Работать надо в системе, каждый день. Но расписание должно быть для родителей. А вот если ребенок болен или в плохом настроении, то можно занятие и отложить.
4. Виды работ должны быть разные и быстро меняться, так как у маленьких детей быстрая утомляемость и очень неустойчивое внимание.
5. Обучение не должно вызывать отрицательных эмоций.
6. Ребенок должен быть окружен книгами и читающими взрослыми.
7. Параллельно с чтением необходимо развивать речь и письмо. Не обязательно ручкой, это может быть клавиатура, кубики, касса цифр и букв. Главное, чтобы одновременно шло развитие таких мыслительных операций как анализ и синтез.
8. Начиная учить буквы не обязательно заучивать с малышами их алфавитное название.
9. Если в процессе обучения чтению наблюдаются стойкие нарушения (грубое искажение слов, замена букв, допускаются ошибки в согласовании слов, то лучше обратиться к специалисту. Это не обязательно должны быть дорогие и модные центры раннего развития. Учитель начальных классов, логопед, воспитатель детского сада могут вам подсказать и помочь.
И еще несколько слов о методе. В основном сейчас существует два метода обучения чтению. Старый дедовский, от букв, слогов постепенно к целым словам. И чтение целыми слогами и словами. Я, как практик, рекомендую первый, проверенный временем. Второй больше развивает память, чем мышление. Из всех учебников, по которым пришлось работать, самым удачным считаю старый букварь В. Г. Горецкого. Его уже нет в продаже, но можно бесплатно скачать в Интернете. Прекрасные иллюстрации, простые понятные тексты, подходящие именно для дошкольного возраста. Последовавшая за ним Азбука уже предполагает обучение звуко-буквенному анализу по схемам, а для 2-3-летних детей это очень сложно. Правильно подобранная литература - это один из факторов успешности обучения.