елена титова
Консультация для родителей «Психологические установки, корректирующие поведение дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое – сознание и подсознание.
В неосознаваемой сфере важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют эмоциональные установки.
Публикация «Консультация для родителей „Психологические установки, корректирующие поведение дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Установки возникают повседневно. Одни случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем их действие сильнее. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для нее момент жизни ребенка воздействует на его поведение и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причем постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка «Ты все можешь!» победит установку «Неумеха, у тебя ничего не получается!», но только в том случае, если ребенок действительно будет получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности.
Несомненно, большая часть родительских установок положительная и способствует благоприятному развитию личного пути ребенка. А раз они помогают, а не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом где добро побеждает зло, а мудрость – глупость.
Внимательно рассмотрите таблицу часто встречающихся негативных родительских установок, обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка и научитесь выдвигать контрустановки.
Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даете своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребенке веру в себя.
негативные установки позитивные установки
сказав так: подумайте о последствиях вовремя исправтесь
«Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить!» замкнутость, отчужденность, безиннициативность, подчиняемость, угодливость, приверженность к стереотипному поведению «Будь собой, у каждого есть свои друзья»
«Горе, ты мое!» чувство вины, враждебное отношение к окружающим, низкая самооценка, отчуждение, конфликты с родителями «Счастье мое, радость моя!»
«Плакса-вакса, нытик!» сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, повышенное эмоциональное напряжение, страхи «Поплачь, будет легче…»
«Вот, дурашка, все готов раздать!» низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм «Молодец, что делишься с другими»
«Не твоего ума дело!» низкая самооценка, задержка в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчужденность, конфликты с родителями «А как ты думаешь?»
«Ты совсем как твой папа (мама)» трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителей «Папа у нас замечательный человек!»
«Мама у нас умница!»
«Ничего не умеешь делать, неумейка» неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержка психического развития, беиннициативность, низкая мотивация к достижению «Попробуй еще, у тебя обязательно получится!»
«Не кричи так, оглохнешь» скрытая агрессия, повышенное психоэмоциональное напряжение, конфликтность «Скажи мне на ушко, давай пошепчемся!»
«Противная девчонка, капризуля!»
«Негодник, забияка и драчун!» нарушения в психоэмоциональном развитии, трудности в выборе друга противоположного пола «Все люди равны, но в то же время не один не похож на другого»
«Неряха, грязнуля!» чувство вины, невнимание к своей внешности, рассеянность, неразборчивость в выборе друзей «Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!»
«Ты плохой, ты обижаешь маму, я от тебя уйду к другому ребенку» чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, уход в «себя» или от «родителей» «Я тебя никогда не оставлю, ты самый любимый»
«Жизнь очень трудна, вырастешь, узнаешь!» недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, писсимизм «Жизнь интересна и прекрасна, все будет хорошо!»
«Уйди с глаз моих, встань в угол» нарушение взаимоотношений с родителями, «уход от них», скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность «Иди ко мне, давай вов сем разберемся вместе»
«Все вокруг обманщики, надейся только на себя!» трудности в общении завышенная самооценка, подозрительность, страхи, проблема сверх контроля, ощущение тревоги «На свете много людей, готовых тебе помочь»
«Ах, ты, гадкий утенок! И в кого ты такой некрасивый!» недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушение в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях «Как ты мне нравишься»