Оксана Мелина
Консультация для родителей «Безопасное поведение дошкольников в быту»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №42 «Чайка» города Смоленска
«Безопасное поведение в быту дошкольников»
Выполнила: Мелина О Г.
воспитатель
Публикация «Консультация для родителей „Безопасное поведение дошкольников в быту“» размещена в разделах
- Безопасность в быту, ребенок один дома. Консультации
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций, в основном в быту.
В экстремальных ситуациях, когда нужно решить, как поступить, дошкольники теряются, впадают в состояние безысходности, незащищенности. Чем труднее ситуация, тем сильнее развито торможение в центральной нервной системе. Ребенок медленно и чаще неправильно принимает решение, так как теряется, не зная, что делать. Осведомленность родителей по вопросам воспитания безопасного поведения детей дома крайне низкая. Это значит, что организатором процесса передачи опыта
должно стать дошкольное учреждение. Методика, направленная на освоение ребенком правил безопасного поведения, должна осуществляться ступенчато:
-сначала важно заинтересовать детей вопросами бытовой безопасности;
-затем необходимо постепенно вводить правила безопасности в жизнь детей, показать разнообразие их применения в жизненных ситуациях, упражнять дошкольников в умении применять эти правила.
Для того чтобы дошкольники увидели реализацию конкретных правилбезопасности в жизненных ситуациях, поняли необходимость их соблюдения, знали, к чему может привести нарушение мер предосторожности, можно использовать следующие приемы: педагог читает детям рассказы и стихотворения и вместе с воспитанниками анализирует поступки героев, фрагмент рассказа служит иллюстрацией к определенной опасной ситуации, анализ произведения с целью определения детьми мер предосторожности.
Таким образом, в процессе целенаправленной работы по обогащению знаний о правилах безопасности жизнедеятельности происходит постепенное осознание детьми их смысла. Дети начинают выделять источники опасности в быту, способы обращения с потенциально опасными предметами домашнего обихода, понимают необходимость соблюдения мер предосторожности.
Ознакомление дошкольников с правилами поведения является лишь началом работы по формированию поведенческих умений.
Следовательно, освоение опыта безопасного поведения, овладение соответствующими умениями и введение их в повседневную жизнь должно осуществляться на основе игры.
В дошкольном учреждении полученные умения закрепляются и развиваются. С детьми желательно проводить занятия по методике трудового обучения, разработанной М. В. Крулехт, Э. Г. Гульянц: по изготовлению мебели, приготовлении салата из моркови и т. п. Наряду с этим широко использовать проблемные ситуации типа «Нарежем хлеб к обеду»,«Почистим хомячку морковь», «Поможем няне: стираем, гладим» и т. п.
Здесь у детей имеется возможность попрактиковаться в освоенных умениях пользования потенциально опасными предметами быта и оценить умения других детей.
Планомерная деятельность со стороны взрослых, направленная на формирование опыта безопасного поведения в быту является важным условием подготовки ребенка к безопасному существованию в окружающей среде и носит пропедевтический, профилактический характер.
Литература:
1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность : Учеб. пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. СПб. : Детство-пресс, 2002.
2. Как обеспечить безопасность дошкольников : конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста : Кн. Для воспитателей дет. сада/ (К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л. А. Кондрыкинская и др.) М. :Просвещение, 2006.
3. Хромцова, Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Учебное пособие / Т. Г. Хромцова. – М. :Педагогическое общество России, 2005.