Eлена Степакина
Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе»
▼ Скачать + Заказать документы
«Психологическая готовность ребенка к обучению в школе»
Семью будущего первоклассника ждут серьезные изменения - ребенок готовится поступить в школу. И во многом успешность ребенка зависит от правильной родительской позиции!
Что такое школьная готовность?
Публикация «Консультация для родителей „Психологическая готовность ребенка к обучению в школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Чаще всего отвечая на этот вопрос родители говорят об умении будущего школьника :
- Читать
- Писать
- Считать
Между тем психолого –педагогический опыт свидетельствует о том, что не все дети, владеющие такими навыками успешны в школьной жизни.
Пример: лучше если ребёнок умеет ориентироваться в числовой прямой от 0-10, чем просто считать до 100. Важно не количество информации, а умение ей пользоваться (ориентироваться).
Основные аспекты школьной готовности :
- физическая готовность;
- мотивационная готовность;
- социальная готовность;
- эмоционально-волевая готовность;
- интеллектуальная готовность.
1. Физическая готовность.
- Общее здоровье ребё нка: Зрение; Слух; Крупная, мелкая моторика.
(если имеются хронические заболевания, следует заранее обратиться к врачу).
По каким критериям можно определить физическую готовность ребёнка к школе :
- Зубной возраст (смена молочных зубов на коренные);
- Косно-мышечная система (напрямую влияет на осанку ребёнка, на способность продолжительное время сидеть за столом). Для того чтобы проверить сформирована ли косно-мышечная система можно применить «Филиппинский тест» (Ребенок правой рукой, сверху, над головой, пытается достать до левого уха, если не получилось, это означает, что косно-мышечная система еще не сформирована).
2. Мотивационная готовность
– говорит о том, как ребёнок понимает зачем он пойдёт в школу. Важно чтобы желание ребёнка были сформированы правильно.
Внутренняя мотивация
- научиться читать, писать
- изучать города, страны, моря и т. п.
- изучать математику
- новые друзья
Внешняя мотивация (формирует не правильную мотивационную готовность)
- купят новый портфель
- купят телефон
- туда идет мой друг
- у меня будет свой ключ от дома
3. Социальная готовность
– это коммуникабельность, умение общаться со сверстниками и взрослыми.
Пример:
1. Поругавшись с одноклассником уметь помериться, договориться, а не махать кулаками.
2. Не бояться подойти к учителю задать вопрос, переспросить если не услышал.
3. Умение ребёнка готовить своё рабочее место, убирать учебники, школьные принадлежности в портфель, не терять свои вещи –быть социально зрелым школьником.
4. Эмоционально-волевая готовность
– это умение подчиняться общим правилам (делать не то, что хочется сиюминутно, а то что надо – требует учитель).
Эмоционально-волевая готовность ребёнка к обучению в школе заключается в том, что ребёнок в состоянии управлять своим поведением и эмоциями, своей памятью, вниманием, мышлением, следить за своей речью, действовать по инструкции взрослого, умеет сосредотачиваться, и т. д.
В психологии это называется «произвольным поведением».
П: Достаём тетради по природе на странице 4….- дети с формированной эмоционально-волевой готовностью выполняют поручение, а дети не готовые могут отвлекаться на разговоры, играть с ручкой, смотреть в окно, отвлекаться на внешние факторы.
Игры— по правилам помогут ребёнку сформировать произвольное поведение (от примитивных «ходилок» с кубиком до шахмат, домино и пр.). Ведь именно такие игры учат спокойно дожидаться своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и др. Игры по образцу, следуй инструкции «графический диктант».
5. Интеллектуальная готовность
Её основные составляющие:
- Мелкая моторика
Умение правильно держать карандаш, ручку, продолжительное время выполнять задания 20 мин. в среднем. Умение раскрашивать, не выходя за края. Умение пользоваться ножницами (держа ножницы вертикально, вырезать по линии или не заходить за линию.
Работать аккуратно, что тренируется в выполнении аппликаций.
- Речевое развитие
Вести диалог (уметь задавать вопросы и отвечать на вопросы);
Активный словарный запас (около 3000 слов);
Желательно отсутствие дефектов звукопроизношения;
Умение составлять предложения, связной рассказывать об увиденном.
Различать (ориентироваться) буквы, звуки, слова.
За развитие мелкой моторики и речевого развития отвечают одни и те же зоны мозга.
- Внимание
6-7 лет ребёнок способен выделять конкретную информацию в большом объёме событий т. е умение замечать важное и игнорировать не важное (формировать произвольное внимание).
- Мышление
Признаки развитого мышления
Умение определять последовательность событий
Находить несоответствие в картинках, стихах, небылицах
Ориентация в пространстве
Складывание пазлы без помощи взрослого
Уметь обобщать предметы, сравнивать их, находить общее и чем отличаются
- Память (запомнить слова 5-7 из 10)
Перед школой важно чтобы ребёнок имел определённый запас знаний (общая осведомлённость)
- ФИО своё, родителей
-Место работы, профессию родителей
- Домашний адрес
- Называть животных (домашних, диких, разных стран, название растений деревьев, цветов.
Рекомендации родителям будущего школьника
*Интерес ребёнка к школе нужно формировать заранее!
Пример: школа — это интересно, бывает сложно, но всё-таки интересно, школа даёт новые знания, там можно завести новых друзей.
*Формировать адекватные представления о школе т. е не обещать того чего там не будет.
Пример: в школе иногда будет трудно, но ты узнаешь много нового.
*Не пугать школой.
Пример: вот пойдёшь в школу тогда и знаешь….Школа тебе покажет….
*Родителям важно положительно отзываться о учителях! П: Сорокина – это вам не сорока…
*Не загружать, но постепенно подготавливать 15 – 20 мин что выполнять за столом, 30 мин играть, бегать и т. д. Если настойчиво готовить и переборщить с подготовкой ребёнок либо уже будет не любить школу или ему там будет скучно. Важно от изучения чего нового получать радость, удовольствие.
*Ребёнок пред школьного возраста и первоклассник способен обобщать, у него формируется критическое мышление и поэтому важно поддерживать его в новом статусе, если что-то не получается не нужно ч/з воспитательное давление — это решать и заставлять по 100 раз переписывать, перечитывать и при этом пристыжать «Да как же тебе не стыдно, Да сколько можно тебе объяснять» - это не работает, а только загоняет в комплексы. Помните, что любой ребёнок хочет быть успешным, хочет учиться хорошо «Никто не рождается для того что бы разрушать мир – такие люди становятся из-за не правильной мотивации, отсутствия поддержки, отсутствия любви». Если ребёнок не успешен в учёбе на, то есть причина, возможно нужен логопед если есть сложности с речью или нейропсихолог если сложности со счётом.
*При выборе школы важно обращать внимание не на комфортную обстановку, а на учителя. Как распознать компетентного учителя? Он интересуется детьми, а не системой образования и часто заслуженные учителя с высокой категорией стараются для директора, а не проникнуться к каждому ребёнку. Когда ребенок доверяет учителю, расслаблен (не боится, когда учитель располагает к себе, дети любят его, то и учиться им легче.