Получи документы

Консультация для родителей: Профилактика нарушений звукопроизношения у дошкольников

Екатерина Быкова
Консультация для родителей: Профилактика нарушений звукопроизношения у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время в дошкольных учреждениях в группах общеразвивающей и оздоровительной направленности наблюдается резкое увеличение количества детей, имеющих отклонения в речевом развитии, особенно заметен рост числа детей с недостатками звукопроизношения. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости. В период обучения грамоте правильное, четкое звукопроизношение имеет большое значение, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести и к нарушениям письменной речи (чтения и письма).

Публикация «Консультация для родителей: Профилактика нарушений звукопроизношения у дошкольников» размещена в разделах

Несформированность звукопроизношения у детей крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:

-отсутствием звука, то есть его пропуском в слове (рак - [ак], клоун - [коун] и т. п.);

-заменой одного звука другим звуком, но тоже имеющимся в фонетической системе русского языка (рак - [лак], зубы - [з’убы (зюбы)], шапка - [сапка] или [с’апка]

-искажением звука, то есть вместо правильного произносится звук, которого нет в фонетической системе русского языка (межзубные, губно-зубные свистящие; горловое [р], боковые шипящие и т. д.).

Основными причинами нарушений звукопроизношения, в предотвращении которых большую роль могут сыграть воспитатели и родители, являются:

1. Недоразвитие фонематического восприятия, когда ребенок не выделяет и не различает звуки, не устанавливает звуковую структуру слова.

2. Недоразвитие артикуляционной моторики. Это недостаточное развитие мышц губ и языка, их вялость, недостаточная амплитуда, координация движений и т. д.

3. Слабый, укороченный выдох.

4. Неправильная речь окружающих. Такой же негативный эффект для ребенка раннего возраста может дать постоянно включенный телевизор или радиоприемник.

Любое нарушение легче предупредить, чем исправить. Поэтому для формирования правильного звукопроизношения воспитателям и родителям необходимо проводить работу с детьми в комплексе сразу по нескольким направлениям:

1. Организация правильной речевой среды.

2. Развитие слухового внимания, фонематического слуха и восприятия.

3. Развитие речевого дыхания.

4. Развитие артикуляционной моторики.

1. Организация правильной речевой среды.

Говорить с ребенком следует не спеша, четко произнося звуки и слова, вот почему для ребенка особенно раннего возраста вредно слушать постоянно включенные радиоприемник и телевизор. Нельзя подделываться под детскую речь, с умилением повторяя за ребенком неправильно произносимые им слова, злоупотреблять уменьшительно-ласкательными суффиксами и т. п., так как это будет тормозить речевое развитие ребенка. Большое влияние на речевое развитие детей оказывает чтение художественной литературы с обязательным объяснением всех непонятных слов и фраз. Новые слова, которые ребенок услышит в художественном произведении, необходимо включать в его активный словарь. Для совершенствования звукопроизношения полезно заучивание различных загадок, стихов, скороговорок и т. п. При заучивании пословиц, поговорок необходимо объяснять их значение, а в дальнейшем следить, чтобы ребенок правильно использовал их в своей речи.

2. Развитие слухового внимания, фонематического слуха и восприятия.

Овладение звуковой стороной речи в первую очередь зависит от сформированности слухового внимания и речевого слуха.

Слуховое внимание - способность различать на слух звучание разных предметов, определять место и направление звука. Хорошо развитое слуховое внимание дает возможность целенаправленно воспринимать речь, обращать внимание на все ее стороны: громкость, скорость, интонацию, правильность.

Речевой слух-это способность человека точно воспринимать все стороны звучащей речи.

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, способный осуществлять узнавание и различение звуков речи (фонем, благодаря чему осуществляется различение слов, в том числе и близких по звучанию.

Фонематическое восприятие - специальные умственные действия по различению звуков (фонем) и установлению звуковой структуры слова (по значению близко к фонематическому слуху).

Игры по развитию слухового внимания и фонематического слуха для детей от 2 до 3 лет.

В процессе формирования звуковой стороны речи ребенок учится правильно произносить звуки родного языка, четко и внятно воспроизводить слова и фразы, говорить достаточно громко, в нормальном темпе, употреблять интонационные средства выразительности. Эти умения формируются только на основе хорошо развитого слухового восприятия (умения слышать и слушать звуки окружающего мира и речь людей). Поэтому очень важно учить ребенка прислушиваться к окружающим его звукам, отличать на слух разные звуки (неречевые и речевые).

1. Игры на узнавание и различение звуков окружающего мира и специально производимых взрослыми. Сначала проводятся игры на узнавание неречевых звуков. Это игры типа «Кто услышит больше звуков? Что звучало?» и т. п. Затем игры на различение звуков. Сначала используют предметы, сильно отличающиеся по звучанию. Например, стук карандаша и шуршание бумаги, звук игрушки-пищалки и погремушки, потом не так резко отличающихся друг от друга, но чтобы ребенок этого возраста смог их отличить (две разные игрушки-пищалки, две погремушки с разным звучанием, две коробочки, например, с гречкой и горохом). Сначала ребенку дают послушать, какой «голос» у каждого из двух предметов; затем просят отвернуться или закрыть глазки и воспроизводят звук одним из этих предметов. Потом просят ребенка отгадать, какой предмет или игрушка звучала. Для полноценного формирования слухового внимания и слухового восприятия узнавание или различение звуков очень важно производить только на слух, исключая зрение.

2. Игры на различение звуков по силе (громко - тихо). Это игры типа, «Какие часы тикают?», «Какой зайка стучал?» и т. д. Взрослый предлагает ребенку послушать, как тикают большие часы, громко произнося: «Тик-так», а затем как тикают маленькие, тихо произнося: «Тик-так». Затем произносят «тик-так» то громко, то тихо и предлагают ребенку угадать, какие часы тикали? По такому же принципу проводятся игры типа, «Какой зайчик стучал?

3. Игры на определение направления звука. Это игры типа «Угадай, где стучит (звенит?». Например, мобильный телефон, на который производится звонок с другого телефона (заведенный будильник и т. д.) прячется в разных легкодоступных местах. Ребенок отгадывает, откуда исходит звук.

4. Игры на узнавание знакомых людей по голосу, животных и птиц по звукоподражаниям. Это игры типа «Кто позвал?», «Кто в гости пришел?». Сначала ребенка знакомят со звукоподражаниями различным животным и птицам (му-му – мычит корова, ква-ква-ква – квакает лягушка, ко-ко-ко – кудахчет курочка и т. д.).

Игры по развитию фонематического восприятия у детей от 3 до 4лет.

Игры по развитию слухового восприятия на материале неречевых звуков :

Повторять игры, которые проводились с детьми от 2 до 3 лет. Это игры на различение звуков окружающего мира и звуков, специально производимых взрослыми. Если до этого подобные игры не проводились, то с них надо и начинать. Когда дети научатся различать два звука, можно увеличить количество звуков, предлагаемых для различения.

Игры по развитию фонематического восприятия на материале речевых звуков :

1. Игры на знакомство с понятием «звук» и органами артикуляционного аппарата. Люди умеют издавать (произносить) разные звуки. Например, девочка плачет: «ААА…». У мамы болит зуб и она стонет: «ООО…», и так далее. Из звуков образуются слова. Говорить звуки нам помогают губы, зубы и язык. И рассматриваем вместе с ребенком, что делают губы, зубы и язык при произнесении тех или иных звуков.

2. Игры на различение изолированных речевых звуков. Это игры типа «Поймай звук». Взрослый и ребенок договариваются, какой звук будут «ловить». Ребенку предлагается хлопнуть, или поднять руку, если он услышит этот звук. Например, звук [А]. И предлагается ряд изолированных звуков : [У, А, А, О, И, А, М, К, А]. Произнося эти звуки, взрослый закрывает свой рот экраном (карточкой, листом бумаги, чтобы ребенок выделял звук только на слух.

3. Игры на различение изолированных согласных звуков по звонкости - глухости. Например, взрослый предлагает ребенку послушать звук [ССС], обращает внимание, что он похож на свист водички в кране. Потом послушать звук [ЗЗЗ], обращает внимание, что он похож на пение комарика. Затем взрослый произносит то звук [З], то звук [С] и просит ребенка угадать, кого или что он слышит сейчас, комарика или водичку? То же и с другими парами.

4. Игры на повторение серий слогов с общими гласными и разными согласными звуками. Сначала из двух, а к концу года из трех слогов: ба-да, фа-ха, па-ка, ма-ва-ха, га-да-ба и т. п. (аналогично с гласными у, о, ы). Это игры типа «Повтори, не ошибись!»

5. Игры, направленные на различение правильно и неправильно произносимых слов. Детям предлагается хлопнуть, когда они услышат правильно произнесенное слово, например: банан, баван, канан, банан, банат.

автобус, автокус, мавтобус, и так далее.

7. Игры на умение слышать и различать звуки в словах. Ребенку предлагается хлопнуть или произвести какое-либо другое действие, если он услышит в слове: рычание собаки (РРР) - рыба, доска, окно, карман, стол, повар, роза, фонтан, горка, …; мычание коровы (МММ) - мышь, кукла, гном, банан, сумка, мак, шкаф, замок, окна, сом, …;свист водички (ССС) - сок, поднос, вата, кусты,

На начальном этапе нужный звук надо выделять протяжным произнесением: рррак, гноммм, капуссста, жираффф.

Игры по развитию фонематического восприятия и первоначальных навыков звукового анализа у детей от 4 лет и старше.

1. Игры на знакомство с понятием «звук», «слово». Звуки мы слышим ушами. Люди умеют произносить много разных звуков, например: [А__, И__, У__, М__, С__, К, Т] и так далее. Из звуков получаются слова. Слова бывают длинные – в них много разных звуков и короткие – в них мало звуков. Например, заблудившись в лесу, люди кричат: «Ау»! Это короткое слово, в нем мало звуков (выяснить, что в этом слове всего 2 звука и установить, какой звук первый, какой второй). Слово же «витамины» - длинное слово, в нем много звуков.

2. Игры на различение изолированных речевых звуков. Это игры типа «Поймай звук»

3. Игры на различение изолированных согласных звуков по звонкости-глухости (для тех, кто не усвоил ранее).

4. Игры на различение изолированных согласных звуков по твердости (сердитые звуки) – мягкости (ласковые звуки, например:

МММ - мычит корова --- МЬ (М’М’) - мычит теленок.

ННН - ноет мальчик --- Н’Н’Н’ - ноет маленькая Нина.

ВВВ - воет злая, сердитая вьюга --- В’В’В’ - ласково поет маленький ветерок.

ККК - капают большие капли дождя --- К’К’К’ - капают маленькие капли.

ГГГ - гогочет большой гусь сердито --- Г’Г’Г’ - ласково гогочет гусенок.

ХХХ - храпит дедушка --- Х’Х’Х’ - хихикает девочка.

ССС - свистит сердито струя воды --- С’С’С’- свистит маленькая струйка водички.

ЗЗЗ - звенит большой комар --- З’З’З’ - звенит маленький комарик.

ЛЛЛ - гудит сердито самолет --- Л’Л’Л’ - гудит маленький колокольчик.

РРР - рычит злая собака --- Р’Р’Р’ - рычит щенок.

5. Продолжать проводить игры на повторение серий слогов с общими гласными, но разными согласными звуками, различающимися не только по звонкости – глухости, но и по твердости – мягкости (ма-мя-ма, ма-ма-мя, мя-мя-ма и т. д.)

6. Продолжать игры, направленные на различение правильно и неправильно произносимых слов (с теми, кто еще ошибается).

7. Продолжать игры, направленные на умение слышать и различать звуки в словах. Ребенку предлагается хлопнуть, топнуть, поднять руку и так далее, если он услышит в слове нужный (который вы договорились «ловить») звук.

8. Игры на выделение первого гласного звука в словах : А - Аня, аист,. ; О - Оля, ослик, окна, обруч, облако и так далее. Только для выделения звука [О] нельзя использовать слова с безударным звуком [О], например, окно - [акно], очки - [ачки]. У - Уля, утка, улица и так далее; И - Игорь, ива, иголка и так далее.

9. Игры на выделение согласных звуков из конца слов : мак, ослик - К; кот, бегемот - Т; дом, гном - М и так далее. Назови последний звук в слове «мак». Послушай, какой звук прячется в конце слова «мак»?

Развитие речевого дыхания.

Для формирования правильного речевого выдоха уже с детьми раннего возраста необходимо проводить подготовительную работу — учить их производить короткий, без напряжения мышц лица и шеи, вдох и плавно, бесшумно выдыхать через рот, вырабатывая достаточно сильный выдох. Полезно ежедневно выполнять с детьми различные дыхательные упражнения и игры, которые можно подобрать из предложенных ниже, в зависимости от уровня и качества развития их речевого дыхания. Время выполнения этих упражнений от 3 до 6 минут, в зависимости от возраста.

Игры на формирование сильного целенаправленного выдоха:

- дутье на тонкие бумажные полоски, ватку, легкие шарики, бумажные и картонные фигурки, плавающие в тазике фигурки и т. п. Цель: как можно дольше удержать полоску (ватку и т. д.) в отклоненном состоянии, а плавающую фигурку отогнать к противоположному концу тазика;

- игра на детских духовых музыкальных инструментах;

- пускание мыльных пузырей, надувание воздушных шариков;

- дутье вверх, не давая упасть воздушному шарику, кусочку ваты и т. п. ;

- игры типа «Загнать мяч в ворота» - вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик – «мячик», загоняя его в «ворота», например, между двумя кубиками. Следить, чтобы шарик загонялся на одном выдохе и щеки не надувались;

- игры типа «Кто дальше загонит мяч?» - улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы длительно произнося звук [Ф], сдуть ватку на противоположный край стола. Следить, чтобы щеки не надувались, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, чтобы дети произносили звук [Ф], а не [Х], то есть воздушная струя была узкая и сильная, а не рассеянная. В противном случае очень велика вероятность возникновения у детей вместо нормального [Р] его искаженного варианта – горлового.

Игры на развитие речевого выдоха:

- слитное произнесение на одном выдохе сначала одного, а потом нескольких гласных звуков [а, уа, ау, иа] и т. п. Нужно учить детей произносить эти звукосочетания на одном выдохе, плавно переходя от произнесения одного звука к другому.

- произнесение на одном выдохе различных звукоподражаний;

- произнесение на одном выдохе различных фраз, с детьми старше 4 лет можно уже брать фразы из 5 слов, с младшими – с меньшим количеством слов;

Примерные комплексы основных профилактических артикуляционных игр-упражнений для разных возрастных групп.

Для детей от 2 до 3 лет:

1. «Окошко» - широко открыть рот (открыли окно, закрыть рот (закрыли окно).

2. «Заборчик (Улыбочка)» - улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы. Затем «Дудочка» - с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты, чтобы играть на дудочке или «Слоник пьет» - с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты, как хоботок слона и «набирать водичку», слегка причмокивая. «Заборчик» и «Дудочку» чередовать. Повторять это чередование 5 - 6 раз.

3. «Месим тесто» - улыбнуться, высунуть язык и пошлепать его губами: «пя-пя-пя-пя…», затем слегка покусать кончик языка зубами. Повторять 5 - 6 раз.

4. «Часики» - улыбнуться, приоткрыть рот и кончик языка, как часовую стрелку переводить из одного уголка рта в другой.

Для детей от 3 до 4 лет:

1. «Заборчик (Улыбочка)» - «Дудочка». Когда это чередование будет выполняться легко и свободно, «Дудочку» заменить «Трубочкой» - зубы сомкнуты, губы округлены и слегка выдвинуты вперед, как при произнесении [О]. Следить, чтобы при этом были видны верхние и нижние зубы. Повторять это чередование 5–7 раз.

2. «Лопата» - рот приоткрыт, губы в улыбке. Широкий передний край языка положить на нижнюю губу и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-7.

3. «Часики». «Лопату» и «Часики» чередовать. Повторять это чередование 5–7 раз. Постепенно пробовать заменить «Часики» «Иголочкой» - узкий, напряженный язык высунут вперед. Удерживать в таком положении на счет от 1 до 5-6. Когда «Иголочка» будет получаться, чередовать «Лопату» и «Иголочку». Повторять 5 – 7 раз.

4. «Вкусное варенье» - улыбнуться, открыть рот, широким кончиком языка облизать верхнюю губу движением сверху вниз и спрятать язык в глубь рта. Повторять 5 – 7 раз. Постепенно пробовать заменить его «Чашечкой» - улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму чашечки.

Для детей с 4 лет:

1. «Заборчик (Улыбочка)» - «Трубочка». Повторять это чередование 7–10 раз.

2. «Блинчик (Лопата)»- «Иголочка» - «Чашечка». Каждую позу удерживать на счет от 1 до 7-10. Повторять это чередование 5-7 раз.

3. «Качели» - улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поместить за верхние зубы. Удерживать эту позу на счет от 1 до 5-10. Затем широкий кончик языка поместить за нижние зубы и тоже удерживать в этой позе на счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, и все время были видны и верхние и нижние зубы. Повторять 5-10 раз.

4. «Барабанщик» - улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка постучать за верхними зубами: «Д-Д-Д». Сначала медленно, чтобы отработать правильность позы и движения, затем темп убыстряется. Следить, чтобы нижняя губа не натягивалась на зубы, чтобы звук [Д] был четким, а не хлюпающим.

Таким образом, своевременное оказание помощи детям по перечисленным выше направлениям имеет не только большое профилактическое значение, способствуя уменьшению количества детей с нарушениями речи, но и коррекционное, так как позволит ускорить процесс коррекции речи у детей с ее выраженными нарушениями

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Профилактика нарушения зрения у дошкольников» Цель: познакомить родителей с гимнастикой для глаз. Разучить комплекс упражнений для сохранения зрения у детей. Очень часто мы корим себя.

Консультация для родителей «Гимнастика для глаз — способ предупреждения нарушений зрения»Консультация для родителей «Гимнастика для глаз — способ предупреждения нарушений зрения» Телефоны, планшеты, компьютеры - все это ежедневно оказывает нагрузку на зрительный аппарат детей. Одной из простых и эффективных форм.

Консультация для родителей «Профилактика и помощь тревожному ребенку» Все дети разные. Одни тихони, другие – забияки, третьи – задиры и шалуны. Все они нуждаются в любви, ласки, заботе. Все они достойны похвалы.

Консультация для родителей «Профилактика кишечных заболеваний и отравлений»Консультация для родителей «Профилактика кишечных заболеваний и отравлений» С наступлением лета, возрастает большая вероятность отравлений среди детей. Это могут быть острые кишечные инфекции, так и пищевые отравления.

Консультация для родителей «Профилактика коронавируса» Консультация для родителей «Профилактика коронавируса»Коронавирус – это целое семейство вирусов, которое включает более 30 видов. Виды объединены.

Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста» Помимо детского сада я работаю в МБУЗ ЦГБ г. Азова инструктором-методистом по лечебной физической культуре (ЛФК). Каждый день я сталкиваюсь.

Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия в условиях ДОО и семье» «Профилактика плоскостопия в условиях ДОО и семье» В последнее время у детей дошкольного возраста все чаще встречается плоскостопие, а.

Консультация для родителей «Профилактика заболеваний ОРЗ и ОРВИ»Консультация для родителей «Профилактика заболеваний ОРЗ и ОРВИ» Самое большое испытание для родителей – это болезнь их ребенка. Поэтому самое важное для любой семьи сохранение и укрепление здоровья их.

Консультация «Профилактика нарушений осанки» В дошкольном возрасте довольно часто выявляются нарушения осанки и другие отклонения в опорно – двигательном аппарате. Под осанкой ребенка.

Консультация для родителей «Здоровые ножки. Профилактика плоскостопия у дошкольников«Консультация для родителей «Здоровые ножки. Профилактика плоскостопия у дошкольников« Консультация для родителей "Здоровые ножки" У 65 % дошколят плоскостопие. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата оказывают негативное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей: Профилактика нарушений звукопроизношения у дошкольников
Опубликовано: 6 июня 2021 в 15:57
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей: Профилактика нарушений звукопроизношения у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Быкова (УИ 1594455) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД