Марина Гаткер
Консультация для родителей «Профилактический подход к работе по развитию речи у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Ранняя предупреждающая помощь детям обусловлена возрастающей ценностью раннего возраста как сензитивного периода для становления высших психических функций и личности в целом.
Основным новообразованием раннего возраста является речь. Все остальные линии развития в этом возрастном периоде определяются состоянием речевого развития. Речь, как высшая психическая функция, зарождается, развивается и реализуется в процессе коммуникации на базе определенных предпосылочных функций, которые подготавливают ее возникновение.
Публикация «Консультация для родителей „Профилактический подход к работе по развитию речи у детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Отклонения речевого развития ребенка раннего возраста с нормальным слухом – это недоразвитие интонационно-ритмических, фонематических, двигательных компонентов речеязыковой системы. Они могут быть обусловлены и незрелостью зрительного, слухового, тактильного восприятия, и ограниченным общением взрослого окружения с ребенком в периоды предречевого и начального речевого становления.
Работа с детьми раннего возраста должна начинаться с диагностики уровня речевого развития. Показателями отклонений речевого развития на третьем году жизни являются следующие:
1) отсутствие эмоциональной реакции на похвалу или порицание взрослого, неспособность к мимическому выражению эмоционального состояния;
2) наличие одноактных игровых действий и манипуляций с предметами, отсутствие процессуальной игры сюжетно-отобразительного характера и речевой активности в процессе игры;
3) отсутствие голосовых модуляций; тихий, глухой голос;
4) произнесение ребенком односложных и двусложных слов с акцентуацией первого слога;
5) нарушение дифференциации оппозиционных групп звуков: твердых-мягких, звонких-глухих, похожих гласных ([о] - [у]);
6) нарушение подвижности жевательных мышц, мышц языка и губ, принимающих участие и в акте жевания, и в артикуляции.
Такие возможные отклонения речевого развития детей раннего возраста определяют содержание, методы и формы профилактической работы воспитателя.
Профилактическое воздействие включает следующие разделы:
- развитие интонации, методики, ритма;
- формирование фонематического восприятия;
- развитие артикуляционной моторики, стимуляция произвольного артикулирования.
Особое внимание воспитателям и родителям следует уделять организации обращенной к ребенку речи. Такая организация (лингводидактическая) предполагает:
1) ограничение вербальной инструкции взрослого до 2 – 3 слов (7-8 слогов);
2) выдерживание паузы до 5 секунд после предъявления инструкции и в случае невыполнения повторение ее в первоначальном варианте;
3) обязательное наличие в инструкции опорного для ее понимания элемента – хорошо знакомого ребенку слова, указательного жеста, мелодекламирования инструкции, ее пропевания, утрированного интонирования с выделением ударного слога, музыкального сопровождения речевой инструкции.
Развитие интонации, мелодики
Развитие интонационно – мелодической стороны речи проводится в два этапа.
I этап. Обучение восприятию
1. Утрированное интонирование с подключением по возможности пения и музыкального сопровождения.
2. Максимально возможное наполнение занятий ритмизированной речью.
3. Пропевание речи на мотивы русских народных песен – потешек с музыкальным сопровождением и без него.
II этап. Обучение воспроизведению
1. Пропевание ребенком слова вместе с взрослым.
2. Пропевание фразы вслед за взрослым.
3. Голосовое модулирование ребенком: пение гласных звуков, слогов (плавно, слитно, затем с модуляцией по силе, по высоте, подкрепляемое соответствующим движением ведущей руки.
4. Протягивание звонких согласных с нарастанием интенсивности голоса.
Развитие ритма
Развитие ритмической стороны речи проводится в онтогенетической последовательности: от двусложных слов с первым ударным слогом к двусложным словам со вторым ударным слогом.
1. Взрослый помогает ребенку, пассивно участвующему, прохлопывать, пропрыгивать, простукивать ритм слова.
2. Мелодическое сопровождение помогает ребенку самостоятельно прохлопывать, простукивать слова.
Формирование фонематического восприятия
Формирование фонематического восприятия осуществляется в определенной последовательности:
1. Развитие слухового внимания к неречевым звукам и месту их локализации.
2. Дифференциация неречевых звуков через их соотнесение с сюжетным героем или реальным предметом.
3. Дифференциация звукоподражаний через их соотнесение с сюжетными героями.
4. Дифференциация существительных, сходных по звучанию и отличающихся
одним – двумя звуками.
Формирование артикуляционной моторики
Развитие артикуляционной моторики начинается с простых упражнений:
1. Имитация акта жевания и глотания.
2. Губной захват соломинок с уменьшением диаметра.
3. Стимуляция движений языка вперед, вверх, в стороны и т. п.
4. Стимуляция произвольности артикулирования через пропевание доступных ребенку звуков по подражанию взрослому.
Такой подход к развитию речи детей раннего возраста позволяет минимизировать отклонения в речевом развитии и предупредить возникновение тяжелых форм речевого недоразвития в более позднем возрасте.
Подготовила М. Л. Гаткер, учитель-логопед высшей квалификационной категории
муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения
г. Новосибирска «Детский сад № 447 комбинированного вида «Семицветик»