Бондарчук Евгения Юрьевна
Консультация для родителей «Принципы организации развивающих занятий с детьми раннего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Принципы организации развивающих занятий с детьми раннего дошкольного возраста»
Работа с детьми до 3 лет требует грамотного подхода. Занятия отличаются подбором материала и использованием специальных приёмов. Это обусловлено особенностями восприятия, речи, памяти и внимания. Предлагаю вашему вниманию принципы по организации развивающих затятий.
11 принципов для занятий с детьми до 3-х лет
1. Познание мира через подражание
Публикация «Консультация для родителей „Принципы организации развивающих занятий с детьми раннего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Малыши интересуются свойствами окружающих предметов. Но познание о назначении этих же предметов ребёнок узнаёт от взрослого – из стакана пьют, вилкой и ложкой едят, лопаткой копают, фломастером рисуют и так далее.
Взрослый показывает новые игры, когда учит запускать «волчка» или убаюкивать плюшевого медвежонка. Ребёнок, подражая взрослому, постепенно учится новым навыкам, самообслуживанию, говорению.
2. Деятельность должна совмещать элементы игры и обучения
Обучение малыша даёт высокие результаты, когда вызывает положительные эмоции. А такой эффект в возрасте до 3-х лет даёт только игра. Обучение на осознанном уровне появляется только ближе к старшему дошкольному возрасту. Если ребёнку скучно, он быстро теряет интерес и отворачивается.
3. Важно опираться на детский опыт
Материал, который выбирается для занятий и игр с малышом должен быть таким, чтобы соответствовать детскому опыту. Так, например, игра с самолётиком – ребёнок видел летящий в воздухе самолёт.
Когда материал новый, нужно сначала дать дошкольнику представление по теме. Например, игра «Волк и овцы». Не все дети знают, что волк живёт в лесу – это дикое животное, а овца – домашняя. Волк может охотиться на овец. Нужно показать ребёнку животных в виде игрушек, в обучающем фильме или на картинках. Только потом можно начинать новую игру.
Темы разные: явления природы, животные, птицы, транспорт, посуда и так далее.
4. Закреплять новый навык нужно через повторение
Дети любят повторять знакомые движения или слова. Чем больше ребёнок повторяет, тем лучше усваивает. Количество повторов зависит от сложности нового действия или знания.
5. Важно дозировать время занятия
Внимание младших дошкольников кратковременно и непроизвольно. Удержать интерес к занятию можно, правильно спланировав его продолжительность. Обучающая игра порой длится 5 – 10 минут, а иногда и все 20 минут. Важно учитывать ситуацию и поведение детей: устали – закончить раньше, заинтересованы и активны – продолжить.
6. Нужно учитывать сложность материала
Когда ребёнку очень сложно выполнить задание, интерес пропадает. Заведомо сложный материал может создать ситуацию неуспеха. Дошкольник будет разочарован и в следующий раз может не решиться на задание вовсе. Усложнение должно происходить постепенно, с опорой на опыт малыша.
7. Виды деятельности должны сменять друг друга
Разнообразная деятельность позволяет дольше удерживать внимание и интерес детей. Кроме того, повышается эффективность занятия. Важно разумно чередовать активные игры и спокойные.
8. Занятие должно быть структурировано
Для большей эффективности, занятия нужно планировать – чётко определять в нём начало, основную часть и конец каждой игры. Важно учитывать тот момент, что начало и конец длятся совсем недолго, а основная часть – этап, когда детям предлагается главный обучающий материал.
9. Важно чередовать чёткость с гибкостью
У детей можно многому поучиться. Порой, чёткий план занятия требует неожиданного нового решения в соответствии с интересами детей. Дошкольники иногда предлагают сами интересную смену сюжета конкретной игры или новые способы решения поставленных задач. Есть смысл прислушаться к детскому мнению.
10. Поощрять перенос знаний в жизнь
Задача заключается не только в том, чтобы дать ребёнку новые знания, но и научить применять на практике. Если нужно, то требовать от дошкольника действий в соответствии с новыми знаниями. Так навык закрепится быстрее.
11. Давать детям стимул в виде положительной оценки деятельности
Ребёнок порой не уверен в том, что выполняет задание верно. Важно добавлять уверенности похвалой за достижения, даже самые скромные, вселять надежду на успех в случае неудачи. Хвалите малышей почаще.
Соблюдение перечисленных принципов занятий с младшими дошкольниками поможет добиться успехов.