Наталья Кутергина
Консультация для родителей «Причины нарушения звукопроизношения»
▼ Скачать
Родители, которые узнали от специалистов о том, что у ребенка есть проблемы с развитием речи, часто интересуются, чем они вызваны. Этот вопрос становится для них особенно важным, если в семье ни у кого из ближайших родственников нарушений речи не было. Речевые нарушения могут возникнуть под влиянием неблагоприятных обстоятельств, или, как говорят специалисты, вредоносных факторов, воздействующих изнутри или извне и нередко сочетающихся друг с другом.
ПРИЧИНЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ. Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние и внутренние факторы, а также внешние условия окружающей среды.
Публикация «Консультация для родителей „Причины нарушения звукопроизношения“» размещена в разделах
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ПАТОЛОГИИ ДЕТСКОЙ РЕЧИ:
- различные внутриутробные патологии, которые приводят к нарушению развития плода. Возникновению речевой патологии способствуют токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др. ;
- курение матери во время беременности и употребление ею алкогольных напитков;
- стрессовые ситуации, связанные, например, с распадом семьи, смертью близких родственников и т. п. ;
- родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям;
- различные заболевания в первые годы жизни ребенка. Особенно пагубными для развития речи являются: частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства, сотрясение мозга, наследственные факторы;
- неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.
ПРОЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ. Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука. Реже всего происходят нарушения простых по способу артикуляции м, н, т, п. Чаще нарушается произношение звуков: сонорных (р, л); свистящих (с, з, ц); шипящих (ш, ж, щ, ч). Мягкие пары этих согласных произносят правильно, так как они просты в артикуляции (по сравнению с твердыми вариантами). У детей обычно может нарушаться только одна группа звуков. К примеру, только шипящие или только заднеязычные звуки. Такое нарушение звукопроизношения определяется как частичное.
Выделяют три формы нарушения звуков:
1. Искаженное произношение звука; отсутствие звука в речи. Причина искаженного произношения кроется в нарушении артикуляционной моторики. Ребенок не способен правильно выполнить движение артикуляционным аппаратом (язык). В результате звуки искажаются или произносятся неточно. Подобные нарушения являются фонетическими.
2. Также одной из причин замены звуков может быть недостаточная сформированность фонематического слуха или его нарушения. В результате, дети не способны услышать разницу между звуком и его заменителем.
3. Бывают случаи, когда у ребенка звуки одной группы заменяются, а звуки другой могут искажаться. Например, свистящие «С», «З», «Ц» заменяются звуками «Т», «Д», а звук «Р» искажается. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.
НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ.
- артикуляционная гимнастика (развитие органов артикуляции). Статические и динамические артикуляционные упражнения;
- уточнение артикуляции звуков;
- постановка звуков;
- автоматизация поставленных звуков (ввод в речь);
- дифференциация звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство.