татьяна солдатова
Консультация для родителей «Причины и виды отклонений речевого развития детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
учитель-логопед
Солдатова Т. Н.
Причины и виды отклонений речевого развития детей дошкольного возраста.
Речь - один из самых сложных видов деятельности человека. Он комбинирует в себе такие процессы как: слушание, говорение, жестикуляция, мимика, контроль речи (в том числе и зрительный контроль речи собеседника). Овладение речью требует от ребёнка больших усилий. Активная речь ребенка проходит несколько этапов развития.
Темочки:
Самым первым проявлением речи ребенка является крик.
Существует множество причин, которые могут помешать ходу речевого развития ребёнка. Вот основные:
1. Негативные факторы в период беременности и родов (токсикоз, инфекции, асфиксия при родах, стремительные или наоборот затяжные роды и многое другое);
2. Частые болезни ребёнка, ослабленность организма;
3. Травмы головы, шеи;
4. Педагогическая запущенность - ребёнок не получает достаточного внимания, нехватка общения со взрослыми, объяснений и пояснений приводит к тому, что ребёнок может ничего не знать об окружающем мире, что является фактором нарушения речи;
5. Снижение слуха или зрения;
6. Анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата (редкие зубы, расщелины губы и нёба ("заячья губа", "волчья пасть", короткая подъязычная связка, неправильный прикус и т. п.);
7. Неврологические особенности (слабость мышц языка и губ, их напряжённость; признаки задержки психического развития, аутизма или умственной отсталости);
8. Двуязычие в семье;
9. Наследственная отягощенность или наличие дефекта речи у одного из родителей.
Детям с нарушениями речи могут указать следующие заключения:
Фонетическое нарушение речи
При данном нарушении ребёнок произносит звуки неправильно, но различает их на слух и может указать количество звуков в слове, позицию определённого звука, его наличие или отсутствие. Данное нарушение может случиться в силу подражания неправильной речи, наличия двуязычия, особенностей строения речевого аппарата.
Общее недоразвитие речи
Нарушены все компоненты речи: ребёнок не может составить фразу; он не различает грамматические формы (единственное и множественное число, падежи, рода); словарный запас беден или снижен; ребёнок не может правильно согласовать слова в фразах (моя слон, три яблоко, синий птица); звукопроизношение и слуховое восприятие звуков нарушены.
Фонетико-фонематическое нарушение речи
Ребёнок не только неправильно произносит звуки, но и не может отличить на слух звуки близкие по звучанию (с-ш, з-ж, л-в, ль-й и т. п.) или артикуляции (ш-ж, ш-щ, с-ц и т. п.). При этом слух в целом у ребёнка в норме.
Заикание
Нарушение темпо-ритмической организации речи, выражающееся в запинках, прерывистости речи.
Дети с тяжёлой формой заикания и общим недоразвитием речи должны заниматься в специализированных детских садах или логопедических группах.
Будьте внимательны!
Признаки нарушения речевого развития очевидны, если:
• К концу 1-го месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением.
• К концу 4-го месяца он не улыбается, когда с ним заговаривают,
не гулит.
• К концу 5-го месяца не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать те предметы и тех людей, которых она называет, не прислушивается к музыке.
• К 7 месяцам не узнает голоса близких, не может правильно реагировать на интонации, не отдает предпочтение мелодичным погремушкам.
• К концу 9-го месяца у него нет лепета и он не может повторять за взрослым различные звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего.
• К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания либо ручкой в знак прощания.
• К году он не может произнести ни слова, не может выполнить простейшие просьбы («покажи», «принеси», не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения.
• К 1 году 4 месяцам он не может адекватно ситуации употреблять слова «мама» и «папа».
• К 1 году 9 месяцам не может произнести 6 осмысленных слов.
• К 2 годам ребенок не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы: «Сходи на кухню и принеси чашку», не узнает близких на фотографиях.
• К 2,5 годам не понимает разницу между словами «большой» и «маленький».
• К З годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, не может показать, какая линия самая длинная, не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.
• В 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения.
Педагоги в дошкольном образовательном учреждении обращают внимание на речь детей и дают рекомендации родителям.
Либо направляют родителей к учителю-логопеду ДОУ, а он в свою очередь направит родителей и ребёнка к нужным специалистам.
Так же педагоги выполняют рекомендации учителя-логопеда по закреплению звуков в речи детей и следят за их произношением.