Марина Липатова
Консультация для родителей «Предупреждение недостатков голоса у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Азбука дыхания
Родителям необходимо следить за речевым дыханием ребенка как базой для правильного развития речи. С детьми дошкольного возраста полезно проводить ежедневно (в зависимости от возраста, от 2-х до 6-ти минут) следующие игры:
а) дуя на лёгкие шарики, карандаши, катать их по столу, пускать в тазу с водой лебедей, уток, лодки, кораблики, приводить в движение крылья мель-ницы, играть на духовых детских музыкальных инструментах (дудочка, губная гармошка, сдувать тычинки с созревших одуванчиков.
б) дуть на привязанные к натянутой нитке мягкие разноцветные бумажные птички.
в) сдувать со стола, с руки бумажные снежинки.
Публикация «Консультация для родителей „Предупреждение недостатков голоса у детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
г) надувать резиновые игрушки, делать мыльные пузыри.
д) дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, мыльным пузырям.
е) для развития плавного речевого дыхания произносить на одном выдо-хе "один", затем 1,2, затем 1,2,3, и т. д., но не доводя число слов до перенапря-жения (нельзя допускать одышки, багрового покраснения лица). В таком же роде говорить предложения с постепенным наращиванием числа слов в нём.
Читая детям сказку, взрослые должны сами соблюдать правильное спокойное дыхание, перед каждой фразой (она не должна быть длинной, 2-3 слова для самых маленьких, 3-5 для 3-4 лет, 4-6 для более старших, не торопясь вдыхать через рот. Ребёнок незаметно для себя подражает старшим и привыкает правильно пользоваться речевым дыханием.
Берегите голос!
Большое наслаждение доставляют нам чистые и звонкие детские голоса. Для ясной и выразительной речи и хорошего пения необходим гибкий и приятный голос, поэтому развитие этих способностей у ребёнка тоже требует пристального внимания родителей.
При хриплом, глухом, визгливом голосе, грубом или гнусавом, слишком тихом или чрезмерно громком голосе страдает внешность и приятность устной речи. К сожалению, в семьях нередко мало заботятся о голосе, и особенно о его качестве.
Долгий и напряжённый крик; доходящий до «закатывания», чрезмерно напрягает органы речи и может надорвать ещё очень нежные и слабые голосовые связки. Голос станет хриплым, срывающимся, ребёнок может навсегда лишиться чистого, гибкого и приятного голоса, а, следовательно, и хорошей речи. Такой крик отрицательно скажется и на нервной системе.
Вреден для голоса и нервной системы также излишне громкий, долгий, неудержимый смех. Такой смех надо вовремя прервать, успокоить ребёнка или переключить его внимание.
Песни, которые поёт ребёнок, должны соответствовать возрастному диапазону (объёму) его голоса (без слишком высоких или низких нот). Между тем родители нередко втягивают детей в пение народных песен для взрослых, и вот ребёнок, изо всех силёнок стараясь выводить ту или иную непосильную для него мелодию, надрывает свой голос. Надо приучать ребенка при всех условиях и видах речи и пения не превышать возможностей своего голоса, в этом отношении большое знамение имеют голоса окружающих ребёнка людей, которым он невольно подражает.
Родители же иногда разговаривают резким и повышенным голосом, как между собой, так и с ребёнком. Если ребёнок говорит слишком громко, крикливым или резким голосом, то, прежде всего надо постараться успокоить его, разъяснить, что он может навсегда испортить или даже потерять свой голос, что такой голос неприятен для окружающих. В иных случаях следует обратиться к врачу невропатологу.
Детям полезны игры, в которых приходиться тихо говорить или говорить шепотом («Эхо») взрослый произносит слово громко, а ребенок повторяет тихо. Полезно произносить уже заученный стишок так: первую строку взрослый произносит громко, а 2-ую ребёнок произносит тихо.
При очень тихом голосе, что наблюдается у детей физически ослабленных, робких, следует вовлекать их в игры, в которых требуется громкий голос. Поиграть в ту же игру "Эхо", но ребенок изображает человека, а взрослый — эхо. С ребенком, который говорит тихо, лучше разговаривать на большом расстоянии — незаметно для себя он будет усиливать свой голос, но никогда не следует принуждать его говорить обязательно громко — он станет избегать разговора и превратится в "молчальника". Ласка, подбадривание — вот главные рычаги успеха в этом случае.
Таким образом, чтобы правильно руководить формированием речи ребёнка, родители должны ясно представлять себе её механизм, знать основные требования к её развитию и охране.
Прежде всего, необходимо следить, чтобы произносимое ребёнком слово было понятно. А для этого обязательно, чтобы произносились все его звуки, но этого мало: надо, чтобы ребенок произносил каждый звук правильно, четко. Достаточно чётко, достаточно громко и умело соединяя их друг с другом, и к тому же в определённом порядке. Кроме того, каждое слово надо произносить с правильным ударением и выговаривать его с умеренной скоростью.
Наконец, чтобы речь выражала особенно точно наши мысли и чувства, она должна быть «выразительной» т. е. произноситься то с повышением, то с понижением голоса» то громче, то тише, то быстрее, то медленнее и с разными оттенками тембра голоса (то жёстко, то мягко).
Взрослые должны говорить с ребенком простым, понятным ему языком, чётко произнося каждый звук; правильно ставя ударения. Следует подбирать простые по построению, немногословные предложения, делая между ними небольшие остановки. Говорить не спеша в умеренном темпе, выразительно, приятным, мелодичным, теплым голосом.