Татьяна Михайловна Тарасова
Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Готовность к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей подготовительной группы
«Готовность детей к школе»
Уважаемые родители! В настоящее время в школе существует проблема : учащиеся страдают расстройствами письма и чтения. Почему же возникла эта проблема? Оказывается, у детей в дошкольном возрасте не были сформированы следующие предпосылки:
- не сформирована устная речь;
- зрительно- пространственные представления;
- мелкая моторика.
Публикация «Консультация для родителей подготовительной к школе группы „Готовность к школе“» размещена в разделах
Устная речь включает в себя: звукопроизношение, звукоразличение, словарный запас, грамматический строй и связную речь.
Звукопроизношение- чистое произношение всех звуков родного языка к 5 годам должно быть сформировано. Как ребёнок произносит, так пишет и читает. Над звуками работает логопед, ваше участие- это помочь в развитии артикуляторной моторики и автоматизации звуков в речи.
Звукоразличение или фонематическое восприятие – умение слышать звуки в потоке речи, умение дифференцировать их, т. е. различать тонкости в звучании схожих звуков (с-ш, с-з, в-ф). К 5 годам фонематическое восприятие должно быть сформировано, а к концу дошкольного возраста дети должны уметь производить простой звуковой анализ и синтез слов.
Не сформированность этих процессов может привести к ошибкам: пропуски, замены, перестановки звуков, слогов.
К концу дошкольного возраста дети должны уметь:
- повторить ряд звуков, слогов, слов (АОУИ; СА-СО-СЫ-СУ; САМ-СОМ-СЫН);
-определить заданный звук, слог, слово в ряду других (хлопни, если услышишь звук Ш);
- Определить лишний слог, слово (ПА-ПА-БА, СУП-СОК-ЗУБ-СЫР);
- отбирать картинки на заданный звук;
- придумывать слова на заданный звук;
- опознавать звук на материале текста («Тише мыши кот на крыше, зашумите он услышит»- звук Ш);
- различать слова-паронимы (РАК-ЛАК-МАК, МИШКА-МИСКА);
Звуковой анализ слов:
-выделять первый, последний, в середине гласный звук в словах (РАК- 1 Р, последний К, в середине А);
- определять количество звуков в словах, делить слова на слоги;
Звуковой синтез слов:
- уметь «собирать» слово из слогов, звуков (МА-ШИ-НА, К О Т).
Хочется ещё сказать о важности развития ритмико-интонационно-мелодической стороны речи.
Т. к. у детей могут возникнуть проблемы в слоговой структуре слова (БАЛЕЛИНА, СУСКА или ШУШКА, СКОВОДА, они не видят границу предложений, слитное написание слом.
Дети должны уметь:
- выразительно читать стихи;
- менять силу, тембр голоса;
- произносить в разных темпах;
- передавать ритм по подражанию на слух (повтори как я, по инструкции (ударь карандашом по столу один раз, пауза, ударь два раза или хлопни два раза громко, один- тихо, по графической схеме (/ //, /// / /).
Словарный запас.
Ограниченность лексического запаса приводит к тому, что дети заменяют малознакомое слово более привычным (дверь из фанеры- деревянная дверь);
не могут выделить в словах корень, суффикс, приставку; предлоги пишу слитно со словами; не могут подобрать родственные слова для проверки орфограмм.
Т. о., дети должны уметь:
- называть части целого (У дома есть крыша, стены, окна,двери; у человек находить брови, ресницы, локти, лопатки и т. д.);
- обобщать (стол, стул, кресло, кровать- это мебель; назови каких насекомых ты знаешь);
- называть антонимы (узкий- широкий, тихо- громко, высоко- низко, синонимы (газета свежая- новая);
- называть действие по предмету (птица летает, а щука- плавает).
Грамматический строй речи.
Трудности формирования грамматического строя речи проявляются в аграмматизмах- ошибках согласования, управления. (Выберите правильный вариант фразы «Стало тепло, потому что выглянуло солнышко. Выглянуло солнышко, потому что стало тепло.»)
Дети должны уметь образовывать:
- множественные числа имён существительных (книга- книги);
- уменьшительно-ласкательные формы слов (кольцо- колечко);
- существительные в Р. п. ед. и мн. числа (дом, дома, нет домов);
- согласование прилагательных с существительным в роде (яблоко красное, редиска красная, помидор красный);
- согласование существительного с числительным (1 ведро, 2 ведра, 5 вёдер);
- слова при помощи суффиксов (стул-стульчик, стулик, лиса-лисята);
- приставок (льёт- наливает- поливает-переливает-заливает); слияние двух основ (если у зайца длинные уши, какой значит он- длинноухий); перехода слов из одной части речи в другую (стакан из стекла-стеклянный).
Связная речь.
Возникают трудности в написании сочинений, в пересказе текста.
Должны уметь:
- составлять предложения из заданных слов, по опорным картинкам;
- пересказывать знакомые сказки, небольшие рассказы;
- составлять описательный рассказ;
- рассказ по сюжетной картине и по серии картин;
- сочинять свой творческий рассказ.
Зрительно-пространственные представления.
Включает в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга, собственного тела, так же развитие временной ориентировки- смена времени, суток, месяцев, поколений.
Дети допускают ошибки:
-не используют предлоги НАД-ПОД, не различают предлоги К-У, В-НА, смешивают ПЕРЕД-ПОСЛЕ-ЗА.
-затрудняются при ориентировке в тетради, не могут найти красную строку, пропустить определённое количество строк, клеток, соблюдать поля, ровно писать не выезжая за строку, зеркальное написание букв, путают времена года весна и осень, солнце заходит-всходит, долго не могут определять время по часам, не запоминают месяцы, отчества людей, так же аграмматизмы при письме глаголов совершенного и несовершенного вида (Иду я сегодня. Иду я завтра).
Мелкая моторика рук.
Не сформированность двигательной функции рук ведёт к затруднению в усвоении графо- моторных навыков. Дети затрудняются правильно держать ручку, нажим ручки слишком слабый или сильный, не разборчивый почерк.
Кроме этого у ребё нка должны быть:
- высокий уровень умственного развития;
- высших психических функций (память, внимание, мышление, воображение);
- сбалансированность нервных процессов (возбуждение- торможение);
- хорошее здоровье, высокая работоспособность;
- развитая эмоционально- мотивационная сфера (плаксивость, упрямство, агрессия, мотив идти в школу-всё купят новое или там буду учиться писать, читать, считать);
- спокойный эмоциональный климат в семье;
- доброжелательное отношение учителя и сверстников (на сколько будет ребёнку комфортно в школе).