Трофимова Дина Владимировна
Консультация для родителей подготовительной группы «Как подготовить руку к письму»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей подготовительной группы : «Как подготовить руку к письму»
Письмо — сложных координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей
руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма —
длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Подготовка к письму
Публикация «Консультация для родителей подготовительной группы „Как подготовить руку к письму“» размещена в разделах
— один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это
связано с психофизиологическими особенностями 6-7 летнего ребенка, с одной стороны, и с
сами процессом письма, с другой стороны.
Точность графических действий обеспечивается за счет мышечного контроля над мелкой
(тонкой) моторикой рук. О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за
тем, как ребенок рисует или закрашивает детали рисунка. Если он постоянно поворачивает
лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти,
значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный.
Таким образом, процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных,
но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления
самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и, более
того, на развитии детского организма. Поэтому в дошкольном возрасте важна именно
подготовка к письму, а не обучение ему.
Гигиенические правила письма.
Успешность формирования навыка письма, и особенно почерк, во многом зависят от того,
соблюдаются ли при письме основные гигиенические правила.
1 Сидеть при письме прямо, не сгибаясь.
2 Держать оба локтя таким образом, чтобы они не опирались на стол или, в крайнем случае,
опирались на него равномерно.
3 Придерживать тетрадь (бумагу) левой рукой (для праворуких).
4 Писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради (бумаги).
5. Парта, стол и стул должны соответствовать его росту.
6. Стул можно поставить так, чтобы передняя правая ножка находилась на одной линии с
краем стола, левая же должна отстоять на 7—10 см от линии края стола.
7. Туловище следует держать прямо, не сгибая ни вперед, ни в стороны, не опуская плечи, оба
плеча должны быть на одной высоте.
8 Грудь не должна касаться стола (расстояние от стола до груди равно примерно ширине
ладони). Ноги согнуты под прямым углом в бедрах и в коленях, опираются всей стопой на пол.
9 Голова должна быть слегка наклонена вперед, чтобы глаза находились на расстоянии 20—
30 см от тетради (бумаги). Для ребенка маленького роста это расстояние может быть чуть
меньше.
Впрочем, не обязательно измерять это расстояние линейкой, попросите ребенка сесть прямо,
пусть он положит руки на стол (не опираясь локтями) и вытянет пальцы. У кончиков его
пальцев должна лежать тетрадь при письме (и книга при чтении). Локти пишущего ребенка
должны немного выступать за край стола и находиться на расстоянии около 10 см от
туловища.
Такая поза не только делает письмо удобным, но и позволяет сохранить работоспособность,
предотвращает нарушения зрения и осанки.
10. Крышка стола во время письма должна быть наклонной. Это очень важно для охраны
зрения и снижения утомления мышц шеи и спины. Наклонное положение позволяет видеть
книгу, тетрадь под наибольшим углом зрения и наименьшем наклоне головы, а также
значительно облегчает аккомодацию глаз при письме.
11. Не менее важно, как лежит бумага, тетрадь. От ее положения зависит не только четкость
почерка, но и возможность сидеть правильно. Наклонное положение тетради позволяет не
только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к
концу. По мере заполнения листа тетрадь продвигается вверх. Сначала левая рука
поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу — сверху.
12. Одно из главных правил письма — свободное движение пишущей руки, и обеспечивается
оно, прежде всего, тем, как человек держит ручку.
Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху
придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца
слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься,
и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони
или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на
верхний сустав загнутого внутрь мизинца.
Итак, ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая
указательный палец. Прогибание первого сустава указательного пальца увеличивает
мышечное напряжение, ребенок быстро устает, а темп письма снижается.
Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть около 2 см. Цвет пасты
должен быть темно-синим, темно-фиолетовым. Взрослые редко уделяют внимание качеству
ручки: ее форме, длине, толщине, твердости стержня, а это все немаловажные условия
успешности и легкости формирования навыка. Оптимальная длина ручки — 15 см, очень
короткие и очень длинные ручки лучше не использовать. Не годятся для письма детей
разного рода подарочные и рекламные варианты ручек, особенно плоские четырехгранные,
диаметром более 7 мм и т. п. Слишком твердый стержень, толщина "не по руке”, ребристые
грани не просто неудобны, а требуют дополнительных усилий, затрудняют процесс
формирования навыка письма.